В последнем отчете Всемирного экономического форума (WEF) о будущем работы проведен глубокий анализ текущей ситуации на рынке труда и выделены 15 навыков, которыми должны обладать специалисты, желающие и дальше оставаться востребованными. Анализируем прогнозы экспертов и рассказываем, что ждет нас в ближайшие пять лет и на развитие каких навыков следует обратить внимание в самое ближайшее время.

Почему развивать новые навыки необходимо уже сейчас

Резкий переход в новую реальность ускорил процесс перестройки рынка труда, что в очередной раз привело к резкому исчезновению старых и появлению новых специальностей. Даже положение тех, кому удалось сохранить свое рабочее место, нельзя назвать стабильным. Согласно данным WEF, работодатели отмечают, что в их планы входит изменение должностей или должностных обязанностей для 46% работников, поэтому компании стремятся предоставить возможности для переподготовки и повышения квалификации большинства своих сотрудников (73%).

По мнению экспертов консалтинговой компании McKinsey, выйти из кризиса с минимальными потерями получится только при условии непрерывного развития навыков сотрудников

Такие процессы, как облачные вычисления, работа с большими данными, сферы электронной коммерции, робототехники и интернета вещей продолжают набирать обороты и становятся все более востребованными. Что, в свою очередь, увеличивает спрос на создание новых должностей и обостряет необходимость развития новых навыков.

Какие навыки будут востребованы через пять лет

В рамках анализа мы сравнили навыки из предыдущего отчета WEF, выделенные в прогнозе на 2022 год, с умениями, которые, как полагают эксперты, будут необходимы в 2025 году. За два последних года, прошедших с момента публикации предпоследнего отчета, список расширился с 10 до 15 позиций и дополнился пятью новыми навыками — использование, мониторинг и контроль технологий; устранение неполадок; убеждение и ведение переговоров; стрессоустойчивость и гибкость; сервисная ориентация. Некоторые навыки изменили свои позиции в топе, поднявшись наверх (например, комплексное решение проблем и лидерство), а два — аналитическое мышление и активное обучение — по-прежнему занимают лидирующие позиции.

В топ-15 наиболее востребованных мягких навыков будущего по версии WEF попали следующие компетенции:

Аналитическое мышление и инновации (как и в 2018 году)

Развитое аналитическое мышление позволяет работать с большим объемом информации, систематизировать ее, последовательно изучать факты и приходить к логическим умозаключениям. От современных специалистов требуют умения анализировать информацию, а инновационное мышление подразумевает творческий подход к проблемам, способность разрабатывать идеи и искать альтернативные пути.

Активное обучение и выстраивание стратегий для обучения (как и в 2018 году)

Навык активного обучения подразумевает непрерывность этого процесса и стремления специалиста к развитию. Умение выстраивать стратегии связано с использованием и комбинированием различных методов обучения, а также их применением в соответствии с конкретными целями.

Комплексное решение проблем (на 2 позиции выше)

Навык позволяет решать проблемы до их появления, а также разрабатывать надежные бизнес-решения. Выражается через умение системно анализировать процессы, оценивать и предотвращать риски, разрабатывая новые стратегии.

Критическое мышление и анализ (на 1 позицию ниже)

Развитое критическое мышление позволяет анализировать и объективно оценивать вещи и явления для составления обоснованных выводов. Навык также подразумевает проверку поступающей информации на достоверность, без чего невозможно формирование правдивой картины мира.

Креативность, оригинальность, инициативность (на 2 позиции ниже)

Хотя навык потерял пару позиций, умение творчески подходить к решению различных задач способствуют развитию компаний, поэтому специалисты, способные предложить новые подходы, по-прежнему являются ценными сотрудниками. Инициативность подразумевает умение брать ответственность на себя и самостоятельно решать проблемы, не перекладывая их на коллег и руководителей.

Лидерство и социальное влияние (на 2 позиции выше)

Вопреки расхожему заблуждению, навык необходим не только руководителям. Когда каждый сотрудник способен взять на себя ответственность, предложить идею, обосновать ее, а также направить коллег в решении проблем, это способствует как личностному росту, так и развитию всей компании. «Грядущее десятилетие требует целеустремленных лидеров — это позволит создать условия для раскрытия человеческого потенциала и всеобщего процветания», — говорится в отчете WEF.

Использование, мониторинг и контроль технологий (новый навык)

Эксперты WEF делят этот навык на несколько аспектов и умений: 1) определение типа инструментов и выбор оборудования, необходимых для работы; 2) контроль работы, который подразумевает наблюдение за манометрами, циферблатами или другими индикаторами; 3) анализ потребностей и требований к продукту.

Программирование и дизайн (на 4 позиции ниже)

Навык подразумевает написание компьютерных программ для различных целей, а также производство или адаптацию оборудования и технологий для удовлетворения потребностей пользователей.

Стрессоустойчивость и гибкость (новый навык)

Навык выражается через умение конструктивно работать над своим состоянием в стрессовых ситуациях, которые чаще всего являются непредвиденными. Быть стрессоустойчивыми значит не просто сохранять спокойствие, но и принимать взвешенные гибкие решения, сразу разрабатывая алгоритмы действий в соответствии с новыми обстоятельствами.

Рассуждение, решение проблем и генерация идей (на 1 позицию ниже)

Умение определять проблемы, локализовывать, находить их корень, исправлять ошибки и делать правильные выводы, которые позволят избежать их впоследствии. Навык тесно связан с обсуждением вопросов в команде и совместным поиском альтернатив, решений и их аргументацией.

Эмоциональный интеллект (на 2 позиции ниже)

Способность воспринимать, анализировать как собственные эмоции, так и реакции других людей, а также уметь их предсказывать. Навык особенно важен при взаимодействии с коллегами, так как во время решения рабочих задач невозможно полностью исключить человеческий фактор и его влияние на работу.

Устранение неполадок (новый навык)

Навык подразумевает мгновенную фиксацию сбоев в работе и их исправление — здесь необходимо быстро принимать решения, чтобы не тормозить рабочие процессы.

Сервисная ориентация (новый навык)

Ориентация на обслуживание, или сервисная ориентация, — активный поиск возможностей помочь, распознать и удовлетворить потребность пользователя или члена команды. Любой человек, выполняющий определенную задачу в поддержку других, оказывает тем самым услугу.

Системный анализ и оценка (на 4 позиции ниже)

Научный метод познания, который подразумевает междисциплинарный подход к решению практических проблем. Как правило, связан со своевременной модернизацией существующих систем в соответствии с меняющимися внешними условиями и целями.

Убеждение и ведение переговоров (новый навык)

Умение аргументированно ответить на вопрос «Почему?» и объяснить причину любого совершенного действия, обосновать необходимость принятия того или иного решения. Навык ведения переговоров подразумевает не только способность объяснить свою позицию, но и выслушать другую сторону и найти альтернативы, учитывая интересы каждого.