Поддерживать мотивацию и вовлеченность сотрудников — одна из главных задач менеджеров и HR-команды. Отличный инструмент для этого — корпоративное обучение. Оно особенно важно для молодых специалистов: ведь они хотят не просто выполнять задачи, но и получать навыки, которые позволят активно строить карьеру. Но скучные лекции и видеоуроки вряд ли в этом помогут. А вот совместное обучение — совсем другое дело. О том, как оно помогает мотивировать сотрудников, рассказывает Джеймс Миклтуэйт, вице-президент компании «Kahoot!». T&P перевели его статью.

Как обучение влияет на вовлеченность

Молодые специалисты теряют мотивацию. По данным консалтинговой компании Gallup, доля сотрудников до 35 лет, которые искренне заинтересованы в своей работе, с 2019 по 2022 год снизилась на 6 процентных пунктов. Можно называть это «тихим увольнением» или как-то еще — с точки зрения работодателей, терминология не так важна. Как и раньше, их задача — создать в компании среду, которая поможет людям выполнять свою работу максимально хорошо. Такая среда должна не только повышать продуктивность, но и быть комфортной.

Итак, вы решили повысить вовлеченность сотрудников. На чем сосредоточиться в первую очередь? На обучении и развитии. Исследования показывают, что возможность «учиться и расти» — это главное условие сильной корпоративной культуры. В компаниях, которые вкладываются в обучение и развитие команд, сотрудники работают в среднем 5,4 года. А в тех, где это не в приоритете, — всего 2,9 года.

Почему так происходит, понятно: специалистам, особенно начинающим и амбициозным, важно освоить навыки, которые позволят им строить карьеру. Проблема в том, что многие компании просто не слишком хороши в развитии талантов.

Популярная модель корпоративного обучения «70/20/10» подразумевает, что 70% знаний человек получает, выполняя свои обязанности, 20% — взаимодействуя с коллегами и руководством, и только 10% — благодаря формальному обучению. И все же многие работодатели делают ставку на обучающие видеоролики, презентации и онлайн-курсы. Опрос «Kahoot!» показал, что онлайн-обучение — наименее привлекательный формат для сотрудников: более трети респондентов отметили, что мысленно выключаются из процесса.

Есть более эффективный способ развивать команду и одновременно укреплять культуру компании. И способ этот — совместное обучение.

Чем полезно совместное обучение

Большая часть знаний компании хранится не в документах и презентациях, а в головах сотрудников. Прошлогоднее исследование «Kahoot!» показывает: 58% работников полагают, что у них есть знания, которые могут пригодиться коллегам. А среди специалистов поколения Z так считают 77%. При этом 26% владеющих такими знаниями отмечают, что их никогда не просят ими делиться, а 23% — что работодатель не предоставляет для этого возможностей.

Совместное обучение позволяет создать в компании культуру обмена опытом. Когда сотрудники делятся друг с другом знаниями, это стимулирует их не просто запоминать изученное, а анализировать и действительно усваивать материал. К тому же, поскольку люди сами выбирают, какую информацию считать важной, такой контент будет полезным и актуальным для конкретных команд и компаний.

Как все это выглядит на практике? Можно, например, проводить обучающие встречи, на которых люди смогут обсуждать новые идеи и концепции, а затем анализировать, будут ли они полезны и как их использовать. Другой вариант — организовывать хакатоны: сотрудники разбиваются на команды, и каждая должна выработать решение творческой задачи и представить его остальным. Лучше всего, чтобы команды были кросс-функциональными — это часто позволяет прийти к неожиданным и оригинальным решениям.

Наконец, можно предлагать сотрудникам и командам выступать перед другими подразделениями, совместно работать над новыми задачами, оценивать уже принятые в компании системы обучения. Или вы можете использовать элементы геймификации — например, проводить конкурсы, для победы в которых коллегам придется учиться друг у друга и использовать полученные знания на практике.

Зачем это бизнесу и команде

Совместное обучение позволяет укреплять социальные связи в компании. А еще помогает специалистам получить признание коллег и руководства, став внутренними экспертами. Опрос Gallup показал: 78% сотрудников поколения Z отмечают, что хотели бы больше признания со стороны своих руководителей.

Не будем забывать и про онбординг. Исследования показывают, что грамотная адаптация и обучение новичков могут снизить текучку кадров на 82%.

В целом все плюсы совместного обучения можно описать так: лекарство от безразличия. Благодаря возможностям для развития и сплоченности команды сотрудники искренне привязаны к своей работе — а в эпоху «тихого увольнения» это становится важным преимуществом для бизнеса.