Креативное мышление полезно не только в повседневной жизни, но и в бизнесе. Оно помогает видеть возможности в кризис, предлагать новые идеи и решения, работать с нестандартными задачами, для которых еще нет четких инструкций. Можно ли этому научиться? Даже нужно: например, эксперты Google включают креативное мышление в число наиболее актуальных навыков. О том, как прокачать его самостоятельно, мы рассказывали в этом материале. А здесь поделимся принципами и техниками, которые помогут развить креативность у сотрудников.
Принципы креативного мышления
Перед тем как предлагать сотрудникам различные техники, стоит вместе с ними разобраться в основных принципах креативного мышления. Их сформулировали авторы книги «Думай в других форматах» Люк де Брабандер и Алан Ини.

Сначала факты, потом гипотеза. Перед тем как разрабатывать идею, стоит изучить свои объективные возможности и ограничения. Если действовать в обратном порядке, то может сработать эффект предвзятости подтверждения — вы будете учитывать только те факты, которые согласуются с вашей идеей.

Сомневайтесь даже в лучших и проверенных решениях. Так вы научитесь видеть новое в привычном, а адаптироваться к изменениям станет легче.

Будьте активны. Не стоит рассчитывать, что озарение придет само собой — без изучения вопроса и обдумывания решений. Придумывайте как можно больше, представляйте разные варианты будущего, исследуйте чужой опыт, оценивайте свои идеи, используйте техники из этого материала — так вы скорее добьетесь успеха, а еще сделаете креативность образом жизни.

Конкретизируйте идеи и выбирайте лучшие из них. Абстрактную идею реализовать сложно. Предлагая что-то, спрашивайте себя: «Что именно нужно сделать? Какие понадобятся шаги, действия, ресурсы?» Это также позволит осознать свои ограничения и выбрать наиболее реалистичное решение.

Техники развития креативности у команд

SCAMPER расшифровывается как Substitute (заменить?), Combine (комбинировать?), Adapt (адаптировать?), Modify/Magnify (модифицировать/увеличить?), Put to Other Uses (предложить другое применение?), Eliminate (устранить, минимизировать действие?), Reverse (пересмотреть структуру?). Эти вопросы помогают понять, как улучшить продукт или по-новому использовать имеющиеся инструменты для решения проблемы. Технику можно использовать, например, во время мозгового штурма.


Рефрейминг подразумевает, что команда рассматривает ситуацию с разных точек зрения: Мечтателя, Критика и Реалиста. Мечтатель придумывает идеи — он ограничен только своей фантазией. На их основе Реалист составляет план действий. Критик оценивает этот план и указывает на слабые места, а Реалист затем его корректирует. При этом Мечтатель и Критик не взаимодействуют напрямую. Полезно предлагать разные роли одним и тем же участникам команды — так они постепенно научатся использовать рефрейминг самостоятельно.


Техника чем-то похожа на рефрейминг: участники команды тоже примеряют разные роли. Но здесь ролей 6, и они распределены по цветам. Черная шляпа означает, что человек должен только критиковать идеи, искать в них минусы. Желтая — что человек, наоборот, должен их защищать. Белая дается тому, кто будет искать недостающую информацию и работать с данными. Участник с красной шляпой анализирует эстетическую сторону идеи и эмоции, которые она вызывает. Зеленую шляпу дают тому, кто будет развивать идеи, не оценивая их. И, наконец, синяя шляпа принадлежит модератору. Стоит распределять роли так, чтобы они противоречили привычному поведению: например, человек, который привык все критиковать, получил бы желтую шляпу.


Ментальные карты можно использовать при мозговом штурме для генерации новых идей или развития имеющихся. Сначала выбирают основную проблему или идею. Затем ее дополняют ветвями с базовыми подтемами. Потом, в свою очередь, эти подтемы конкретизируют — и так до тех пор, пока на карте не будет отражена вся нужная информация.


Обычно при мозговом штурме команда пытается понять, как решить проблему, сделать продукт или проект лучше. Но в этой технике все наоборот: мы ищем способы ухудшить ситуацию. Например, при разработке приложения можно подумать о том, как сделать его максимально неудобным, а затем взять эти идеи — и перевернуть. Неудобное приложение — то, которое медленно запускается? Хорошо, как тогда нам сделать загрузку быстрой?


Фактически это еще одна вариация мозгового штурма. Команда определяет, с какими объектами и процессами связана решаемая проблема, и проводит аналогии с явлениями человеческой культуры и природы. Такая аналогия называется прямой. Есть также личная аналогия — участники представляют себя рассматриваемым предметом. Символическая аналогия основана на поиске парадоксов и противоречий, а фантастическая — на представлении желаемого результата без ограничений, которые существуют в реальности. В отличие от классического мозгового штурма, в синектике поощряется критика.


Эта техника пришла из театра импровизации. Суть ее в следующем: модератор озвучивает проблему или идею, а затем каждый участник встречи дополняет ее, начиная с фразы «да, и». Например: «Наша цель — сделать рабочие процессы более прозрачными» — «Да, и мы можем составить четкие регламенты» — «Да, и…» Техника позволяет сосредоточиться на возможностях, а не ограничениях («да, но…»).
Комментарии
Комментировать