Обмен опытом внутри команды — один из самых эффективных способов развития сотрудников. Это позволяет дать им максимально полезные знания и навыки без больших затрат на обучение. Рассказываем, какие форматы такого развития существуют и когда применяются.

Сотрудник как тень следует за более опытным коллегой и наблюдает за его работой. Обычно шедоуинг используется, чтобы ввести в курс дела новичка, подготовить сотрудника к повышению или помочь адаптироваться при переходе из отдела в отдел. Лучше всего он работает в сочетании с другими форматами.


Сотрудник выполняет задачи в зоне ближайшего развития. Скаффолдинг эффективен, когда сотрудник сталкивается со сложностями в повседневной работе. Наставник помогает подопечному с заданиями, с которыми тот не может справиться. Помощь «угасает» по мере того, как сотрудник становится более самостоятельным.


Сотрудника переводят в другой отдел или компанию, чтобы он освоил новые навыки. Этот формат используют, чтобы улучшить взаимодействие между подразделениями или дать сотруднику возможность получить компетенции, которые он не освоит в своем отделе. Секондмент плохо подходит новичкам и начинающим специалистам — лучше предлагать его тем, кто уже разбирается в процессах своего подразделения.


Наставник ставит перед подопечным задачи, контролирует их выполнение и передает свой опыт. Отличный способ адаптировать новичка к процессам и команде. Наставником обычно становится более опытный коллега или руководитель. Важно, чтобы он регулярно давал обратную связь и помогал подопечному справляться не только с рабочими задачами, но и со стрессовыми ситуациями.


Сотрудник работает над достижением профессиональных и личных целей в рамках компании. Этот формат подразумевает, что сотрудник сам предлагает цели развития и способы их достичь, а коуч, например руководитель, помогает создать условия. Цели могут быть связаны как с


Сотрудник перенимает опыт от равного по статусу коллеги и делится с ним своим. Баддинг чем-то похож на наставничество: подходит для адаптации новичков, подразумевает регулярную обратную связь. Но это более неформальный способ обучения. Бадди помогает освоиться в компании, поддерживает в достижении целей, делится своими знаниями.
Комментарии
Комментировать