Начну с банального: 2020 год изменил жизнь каждого человека на планете. Кто-то от этих изменений смог оправиться и даже получить выгоду, кто-то сдался. Победили, кажется, те, кто вовремя принял неизбежность изменений и стал переизобретать свою жизнь и свое дело, не перестал учиться и развиваться. Я всегда говорю, что привычка учиться — привычка успешных людей, готовых к любым сюрпризам реальности. А как мы будем учиться в ближайшие годы, прогнозируем в этой колонке.

Надя Макова

CEO и управляющий партнер проекта «Теории и практики»

Согласно исследованию HolonIQ, одним из главных трендов в онлайн-обучении в ближайшие годы станет применение искусственного интеллекта для персонализации обучения. Учебные планы будут формироваться исходя из особенностей каждого слушателя, что существенно повышает и мотивацию, и эффективность разработки обучения персонала. Джинни Рометти (ex-CEO IBM) называет это «Netflix для обучения». В зависимости от продуктивности, интересов и целей ученика платформы на основе больших данных будут предлагать курсы, необходимые для профессионального роста. Ближайшие годы станут поворотными во внедрении ИИ в систему высшего образования, а период освоения искусственного интеллекта составит два-три года. Технологии дадут свободу для творчества и нестандартные подходы, форматы и средства в обучении персонала — мы все в ожидании AR- и VR-уроков. Отражение этого тренда — появление решений и для корпоративного сегмента. Например, нового сервиса для организации развития команд K-ampus, который уже предлагает уникальную функцию построения индивидуальных планов развития для каждого пользователя.

Другая тенденция наблюдается в уходе от продолжительного формата занятий к микролернингу: порционному, но регулярному потреблению простого и вовлекающего контента. Именно такой формат (всего 15–20 минут в день) позволяет перейти от слов к делу и действительно развить у себя привычку учиться. Недельные тренинги каждые полгода с этой задачей не справятся никогда. По данным LinkedIn, с помощью микроконтента работники восполняют точечные пробелы в знаниях, когда это нужно, что помогает за короткое время научиться быстро достигать краткосрочных целей.

Говоря об инновациях, нельзя обойти стороной мобильное обучение. В исследовании, опубликованном WARC, прогнозируется, что к 2025 году ¾ (73%) пользователей интернета будут выходить в онлайн только через смартфоны. Это означает, что уже сейчас имеет смысл задуматься о переводе своего контента в мобильные версии. Американский педагог Салман Хан считает, что благодаря мобильному обучению расходы на преподавание академических дисциплин снизятся до нуля. Студентам будет нужен только доступ в интернет, уровень образования на планете вырастет до 99%. Вице-президент Coursera Лиа Бельски согласна с тем, что онлайн позволит образованию выйти за пределы университетских стен и знания станут доступны большему числу людей.

В ближайшие годы прогнозируется усиление практики взаимного, или кросс-обучения (p2p-learning). Важно — это активное обучение (не пассивное получение информации, как сейчас). Проведение обучения персонала будет представлять собой процесс создания, исследования, обсуждения, сотворчества. На первый план выйдет умение смотреть на привычные вещи по-новому, самостоятельно находить и анализировать необходимую информацию и обмениваться своими открытиями. От модели «один преподаватель — многим студентам» мы перейдем к формату «много преподавателей — многим студентам», «студенты — другим студентам» и «студенты — преподавателям».

Еще один (лично меня очень радующий) восходящий тренд — развитие принципа хьютагогика, это осознанное самостоятельное управление процессом собственного обучения взрослым человеком. Разработчик идеи «Атласа новых профессий» Павел Лукша прогнозирует развитие «лего-образования», когда обучение каждого не ограничится школой или вузом. Человек будет «собирать себя сам», развиваться и учиться вне школы и института, каждый будет учиться в собственном ритме без необходимости подстраиваться под одногруппников. Новая образовательная модель будет базироваться не на оценках, а на личных достижениях (наконец-то!).

Университеты начнут объединяться, чтобы сформировать единую обучающую экосистему и повысить качество материалов. Благодаря этому и развитию онлайн-форматов студенты получат доступ к большему количеству материалов, а логистика больше не будет ограничителям для получения необходимых знаний в конкретном учебном центре. По прогнозам университетов Оксфорд и Беркли, следующее поколение сможет жить в небольших городах и при этом учиться в мировых университетах.

В ближайшие годы будет появляться больше новых онлайн-платформ и агрегаторов, таких как Coursera, «Яндекс.Учебник», iSpring, Skyeng, где можно будет запускать онлайн-курсы, транслировать школьные уроки, проводить групповые или персональные занятия.

Какие тенденции сформируются в преподавании? Салман Хан полагает, что преподаватель из лектора, говорящего одно и то же, превратится в наставника, персонального тренера. Его главная задача — развить в студенте умение находить и анализировать информацию, развить самостоятельность, а также помочь сформировать индивидуальную траекторию развития и четко ей следовать.

Одновременно с этим в системе образования набирают популярность новые профессии. К примеру, педагогический дизайнер — человек, отвечающий за проектирование эффективной образовательной среды онлайн и офлайн, который доводит студента из точки А в точку Б. Тьюторы и коучи, которые помогают следовать выбранной образовательной траектории. Трекеры акселераторов, которые проводят команду по основным этапам, чтобы достичь цели. Продюсеры онлайн-курсов, которые помогают профессионально упаковать образовательный контент в цифровой формат.

И, конечно, об инвестициях. Согласно исследованиям российского рынка онлайн-образования TalentTech, компании «Нетология-групп» и EdMarket (2020 г.), рынок будет расти в среднем на 12–15% в год и к концу 2023 года объем превысит 60 млрд рублей. Исследовательская организация HolonIQ прогнозирует рост мировых расходов на образование до $10 трлн в 2030 году, что составляет 6,5% мирового ВВП ежегодно. Сами компании будут больше инвестировать в планирование обучения персонала, развитие собственных сервисов и продуктовую линейку.

Привычка учиться станет такой же естественной, как чистка зубов по утрам. Человек за свою жизнь сменит 2–3 профессии, что станет «программой минимум». Меня как адепта lifelong learning все эти тренды не могут не радовать. Продолжаем держать руку на пульсе и приносить пользу. Не забывайте: непрерывное развитие — лучший и, пожалуй, единственный способ выйти победителем из любых, даже самых турбулентных ситуаций. Пусть в наступающем году их будет меньше.

K-AMPUS  — это набор методических инструментов для построения индивидуальных планов развития каждого члена команды. Помогает запустить развитие по собственному пути, пройти обучение по рекомендации руководителя или получить план по итогам диагностики, встроенной в платформу. Полный цикл администрирования обучения от заявки до обратной связи.

Материал подготовлен при поддержке K-AMPUS — облачной IT-платформы для автоматизации корпоративного обучения. Сервис позволяет персонализировать обучение, обеспечить онбординг новых сотрудников и получить доступ к тысячам материалов для развития профессиональных и гибких навыков.