Считается, что розовый цвет — для девочек, а синий — для мальчиков. Почему возникло такое разделение цветов по гендеру? Связано ли это с нашими биологическими особенностями? Влияет ли на ребенка то, какого цвета его комната? И кому больше нравятся зеленые и желтые цвета? Т&Р разобрались в том, почему возникли цветовые маркировки гендера, как это связано с физиологией и как эти разделения используются в маркетинге.

Действительно ли девочки предпочитают розовый

Некоторые родители выбирают для девочек предметы интерьера, одежду, игрушки розового цвета, так как это принято в обществе. Однако нет подтверждений того, что ребенок женского пола тяготеет к оттенкам красного. Одна из попыток доказать это была предпринята учеными из Ньюкаслского университета в работе «Биологические компоненты половых различий в предпочтении цвета». В нем приняли участие 208 участников (в возрасте от 20 до 26 лет) из двух «популяций» — британцев и ханьских китайцев с материковой части. Авторы обнаружили, что существуют потенциальные различия в мозге мужчин и женщин, а это означает, что способ кодирования цвета мозгом различается. Женщины обращают внимание на более красные объекты, которые выделяются на фоне. «Как собиратель, самка также должна быть больше осведомлена о цветовой информации, чем охотник. Это требование проявляется в большей уверенности в предпочтениях женщин по цвету. Альтернативным объяснением эволюции трихроматии (цветового зрения) является необходимость различать тонкие изменения цвета кожи из-за эмоциональных состояний и социально-сексуальных сигналов», — говорится в исследовании. Однако его выводы и методы исследования все же считают спорными, и нет взаимосвязи между опытом собирательства в прошлом и современностью.

Позднее в большом исследовании детям в возрасте от 7 месяцев до 5 лет предлагали восемь пар предметов и просили выбрать одну. В каждой паре один из предметов всегда был розовым. К 2 годам девочки выбирали розовые предметы чаще, чем мальчики, а к 2,5 годам они стали значительно предпочитать розовый цвет другим цветам. В то же время мальчики все чаще избегали розового цвета.

Эти результаты показывают, что половые различия в предпочтении маленькими детьми розового цвета связаны как с возрастающим влечением к розовому цвету у девочек, так и с частым отказом мальчиков от розового. Это время, когда малыши начинают осознавать свой пол, говорить о нем и понимать, что отличает мальчика, а что — девочку. Как и взрослые, даже очень маленькие дети хотят идентифицировать себя со своей группой, в данном случае с помощью цвета. Однако до 2 лет особых предпочтений по цветам у мальчиков и девочек не наблюдалось.

Выбор цвета в соответствии с гендером во многом связан с особенностями социокультурной среды, а не с биологическими различиями в цветовом восприятии у мужчин и женщин

Иногда розовый служит некой социальной подписью, которая «дает разрешение» девочкам участвовать в таких делах, которые считались прерогативой мальчиков. Но как показывает пример с «естественно-научной» Барби, розовый часто вызывает покровительственное отношение: вы не можете заставить женщин проявлять интерес к науке и технике, если только не свяжете эти предметы с «локонами и помадой» или не покажете их — в идеале и буквально — в розовом цвете.

Джина Риппон. «Гендерный мозг»

Как эти стереотипы используются в маркетинге

Детские игрушки часто делятся на игрушки для мальчиков или девочек по цвету. В исследовании о влияния цвета на восприятие взрослым участникам показывали размытые изображения детских игрушек, где единственной видимой особенностью, которую можно было распознать, был цвет. В целом участники разделили предметы на игрушки для девочек и мальчиков в зависимости от видимого цвета изображения.

Это активно применяют в маркетинге. Например, компания Lego использует розовый цвет, чтобы специально рекламировать некоторые наборы для девочек, а не для мальчиков. Классификация игрушек для девочек и мальчиков на веб-сайте Disney Store также использует цветовые ассоциации для каждого пола. Анализ использованных цветов показал, что игрушки красного и черного цвета «только для мальчиков», а игрушки пастельных тонов, такие как розовый и фиолетовый, классифицируются как «только для девочек».

Гендерные различия в цветовых ассоциациях также можно увидеть среди взрослых. Различия были отмечены среди участников мужского и женского пола, где представители обоих полов не пришли к согласию по поводу того, какие пары цветов им нравятся больше всего. Мужчины и женщины также не пришли к единому мнению насчет того, какие цвета следует классифицировать как мужские и женские — на самом деле каждый человек имеет свои вкусовые предпочтения, а «гендерные цвета» — это негласные социальные установки.