Интерес побуждает к действию, дает энергию и создает условия для лучшего восприятия информации, но иногда он пропадает так же быстро, как и появляется. Почему это происходит? Как можно поддерживать интерес в работе, обучении и межличностных отношениях? Что происходит в организме, когда человек заинтересован? Т&Р рассказывают об особенностях этой базовой эмоции, ее функциях, мимических проявлениях и о том, как сохранять интерес.

Интерес как базовая эмоция

Американский психолог Кэррол Изард выделял 10 эмоций, образующих основу мотивационной системы человека: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина и интерес. Последнее считается главным мотиватором человека в работе и обучении и основным элементом творческой деятельности. Именно интерес побуждает к действию, созданию чего-либо и помогает доводить дела до конца.

Иммануил Кант отмечал, что испытывать интерес свойственно только человеку, а не животным, так эта эмоция предполагает целеобразование, волю. Социологии и психологи разграничивают эту эмоцию с понятием потребностей, которое обусловливается непосредственным отношением к предмету, в то время как интерес опосредован. В исследовании «Интерес как эмоция, как аффект и как схема», опубликованном в книге «Интерес к математике и естествознанию», авторы отмечают несколько характеристик этой эмоции:

  • Проявляется с рождения

  • Основана на подкорковых нейронных процессах

  • Активируется небольшим количеством специфических факторов окружающей среды

  • Является кратковременной

  • Провоцирует желание действовать целенаправленно

  • Создает отчетливое выражение лица

  • Возбуждает тело

Заинтересованный человек чувствует себя воодушевленным, у него появляется острое желание исследовать, расширить опыт, получая новую информацию. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевленным. Это оживление обеспечивает связь с познавательной и двигательной активностью.

Интерес возбуждается и поддерживается переменами и новизной

Когда человек испытывает интерес, у него повышается концентрация, тело находится в некотором напряжении, а в течение 5 секунд могут быть такие мимические проявления, как приподнятые брови, перемещение взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытый рот или поджатые губы. Эти реакции могут через время исчезнуть, а сам интерес остается. Если мимических проявлений нет на протяжении долгого времени, это может говорить об угасании интереса. Когда человек заинтересован, снижается частота сердечных сокращений, что способствует вниманию, более четкой обработке информации и более эффективному обучению.

В книге Изарда «Психология эмоций» упоминалось исследование, в котором наблюдали за лицами новорожденных детей. У заинтересованного ребенка уменьшалась частота сердечных сокращений. Это создает оптимальные условия для восприятия сенсорной информации, ее обработки и выработки оптимальной реакции.

Зачем нужен интерес

Биологическая функция

Сами по себе эмоции не вырабатывают энергию, но являются ее источником и создают соответствующие условия. «Умеренный уровень интереса необходим для энергетического обеспечения поведения, продолжительной деятельности. Работая над долгосрочным проектом, человек должен постоянно испытывать интерес нему, в противном случае работа будет вызывать у него негативные эмоции и он плохо справится с ней», — писал Изард.

У первобытного человека интерес, проявляющийся в расширении глаз и повороте головы в направлении к объекту, служил сигналом для соплеменников. Так индивид сообщал об опасности и другом важном событии. Только по одному взгляду вожака можно было установить местонахождение объекта, от которого могло зависеть выживание племени.

Мотивационная функция

Умеренный уровень интереса необходим для поддержания энергии и выполнения продолжительных проектов. Однако интерес все-таки является краткосрочным явлением, ученые не могут определить его среднюю продолжительность, так как на это влияет множество факторов, начиная от биологических особенностей индивида и заканчивая его эмоциональным состоянием и жизненными целями.

Для поддержания интереса необходимо постоянно привносить в саму деятельность что-то новое. Менять способы выполнения задачи, привлекать интересных людей, расширять кругозор по теме

Безусловно, интерес трудно поддерживать, если вы утомлены, поэтому необходимо позволять себе отдыхать, а в течение дня делать перерывы. Если же интерес пропадает, даже если вы стараетесь привнести что-то новое, возможно, эта деятельность, на самом деле, не соотносится с вашими желаниями и целями. Тогда их необходимо пересмотреть, зафиксировать, в какой момент пропал интерес, как часто это происходило, и сопоставить действия с целями.

K-AMPUS  — это набор методических инструментов для построения индивидуальных планов развития каждого члена команды. Помогает запустить развитие по собственному пути, пройти обучение по рекомендации руководителя или получить план по итогам диагностики, встроенной в платформу. Полный цикл администрирования обучения от заявки до обратной связи.

Социальная функция

Австрийский психолог Альфред Адлер считал социальный интерес одной из движущих сил человеческого поведения. И особую роль он играет в коммуникации. В своей книге «Социальный интерес» автор отмечал, что именно благодаря интересу ребенок учится отличать мать от других людей, понимает расстояние между предметами, замечает их формы. Интерес к пространству побуждает детей ходить, слушать, трогать объекты окружающего мира, а впоследствии читать, смотреть картинки.

Интерес является необходимым компонентом для построения межличностных отношений. Нередко его угасание приводит к тому, что люди отдаляются друг от друга. Поэтому для поддержания интереса необходимо придумывать новые виды совместной деятельности, увлечения, путешествовать.

Познавательная функция

Интерес побуждает к познанию мира и становится необходимым компонентом обучения. Если взрослый человек, будучи более дисциплинированным, способен выполнить неинтересную ему задачу, то детей нужно постоянно завлекать, для чего и создаются различные игры.

Как уже было сказано выше, когда человек испытывает интерес, организм создает благоприятные условия для восприятия и обработки информации. Соответственно, когда интерес пропадает, обучение становится сложнее, теряется концентрация, и человек уже не получает удовольствия от процесса.

Интерактивные элементы в процессе обучения стимулируют интерес и, как следствие, повышают мотивацию

Поэтому в процессе обучения необходимо пробовать новые методы, комбинировать способы восприятия информации (слушать аудио, смотреть видео, обсуждать темы с единомышленниками). В педагогике познавательный интерес определяют как одно из социально значимых качеств, которое формируется у обучающихся в самом процессе учебной деятельности.

Эмоция интереса обеспечивает не только нормальное течение процессов восприятия, но и поддерживает состояние бодрствования. Действительно, бессонница охватывает человека не только при беспокоящем отрицательном аффекте, но и вследствие устойчивого интенсивного возбуждения. Не будь эмоции интереса, развитие мышления и формирование концептуального аппарата человека могли бы быть серьезно нарушены. Взаимосвязи между эмоцией интереса и функциями мышления и памяти настолько многообразны и тесны, что отсутствие аффективной поддержки со стороны эмоции интереса угрожает развитию интеллекта почти так же, как физическое разрушение мозговой ткани. Чтобы думать, нужно переживать, нужно быть возбужденным, постоянно получать подкрепление. Пожалуй, нет ни одного навыка, которым можно было бы овладеть без участия устойчивого интереса.

Сильван Томкинс. «Влияние на воображаемое сознание» («Affect Imagery Consciousness»)

Познавательный интерес может быть трех уровней: низкий (обучающийся находится в инертном состоянии, он не способен справиться с трудностями самостоятельно), средний (требуется постоянное стимулирование интереса со стороны педагога), высокий. В последнем случае учащийся самостоятельно стремится к получению знаний и имеет высокую мотивацию, это чаще всего происходит в том случае, когда его познавательная деятельность соотносится с истинными желаниями и целями.

Для поддержания интереса в обучении необходимо:
  • Расширять знания об объекте

  • Пробовать новые способы выполнения привычных задач

  • Менять форматы обучения

  • Обмениваться опытом с единомышленниками

  • Комбинировать способы восприятия информации