Представьте картину: семейное застолье, все делятся своими достижениями, новостями о сыне маминой подруги, и тут вы на вопрос «Ну когда уже дети?» заявляете, что хотите пожить для себя или что-то в этом роде. Не обязательно про детей, фраза может содержать любую информацию, которая подрывает семейные устои, как ракета «земля — земля». И даже если кто-то из сидящих за столом родственников с вами согласен в глубине души, все они будут смотреть на вас как на диверсанта. Вы знаете об этом, поэтому, скорее всего, просто уйдете от разговора или смените тему. Это один из вариантов проявления феномена социальной желательности. Рассказываем, как он работает.

Что такое эффект социальной желательности?

Эффект социальной желательности — это явление, когда индивид подстраивает свои ответы или поведение под ожидания группы, к которой принадлежит или хочет принадлежать.

Этот эффект проявляется у людей всех возрастов и во всех видах социальных групп: для одних поддержание социально одобряемого образа — это способ избежания открытого конфликта, а для других — способ сойти за своего. Так, например, вы будете избегать разговоров о политике за семейным обедом или, наоборот, будете проявлять к ней интерес в компании новых знакомых.

Но в общих чертах такая линия поведения — способ сохранения принадлежности к группе. Это один из важнейших мотивов человеческого поведения, потому что группа и социальные связи для человека — это синоним защищенности и выживания. Но дело не только в выживании: наш мозг и гормоны тоже стимулируют нас к сплочению.

Как гормоны заставляют нас врать

На наше социальное поведение влияет гормон окситоцин. Он вырабатывается, когда мы взаимодействуем с близкими, его выброс могут спровоцировать даже объятия или если вы держите за руку любимого человека. Окситоцин — один из гормонов счастья, и он воздействует на нашу систему вознаграждения и мотивации, как бы поощряя нас за близость и доверие.

Но такое действие окситоцин оказывает только по отношению к «своим». А вот люди, которых мы не знаем или которые не вписываются в рамки социальной желательности, вызывают у нас обратную реакцию, к ним мы будем испытывать недоверие и даже пытаться изгнать из своей группы.

Эффект социальной желательности, как правило, распространяется на ряд тем, которые так или иначе становятся острыми внутри группы. Это могут быть вопросы:

  • Денег: люди склонны преуменьшать свой доход в разговоре, если тема табуируется.

  • Половая жизнь: в зависимости от группы одни люди могут преувеличивать число половых контактов, а другие — преуменьшать.

  • И другие.

Этот эффект может мешать нам не только в личной жизни, когда мы выбираем, на какой фильм пойти с друзьями, но и в профессиональной: часто на фокус-группах отметают удачные идеи, высказанные «непопулярными» или новыми сотрудниками.

Как победить эффект социальной желательности?

Анджела Ахола, автор книги «Скрытые мотивы. Истинные причины нашего поведения», приводит несколько приемов, которые помогут снизить социальное влияние на наше поведение.

Будьте первым

Задавайте тему беседы, меняйте ее направление. Если первая подача ваша, то вы можете предрешить финал всей «игры» и беседы, потому что первая озвученная позиция играет роль «якоря».

Общайтесь с членами группы индивидуально до встречи

Вы можете повлиять на мнение всей группы, поговорив с каждым участником до мероприятия. Этого может быть достаточно, чтобы в ситуации, близкой к конфликту, у вас образовалась своя «группа поддержки».

Делите группы на более мелкие и обеспечьте анонимность

Это, в частности, касается рабочих встреч, на которых обсуждаются нововведения и улучшения. Разделите сотрудников на небольшие группы или предложите им пройти анонимный опросник: это сэкономит вам время и обеспечит более конструктивными комментариями.