Исследований о влиянии цвета на психику человека проведено не много — по крайней мере таких, результаты которых на 100% подтвердились бы эмпирическими данными. Но ученые сошлись в том, что наши ощущения цвета зависят от культуры и личного опыта. Более того, некоторые исследователи считают, что цветовые предпочтения могут меняться с возрастом: молодые люди имеют предрасположенность к пестрой одежде и ярким элементам в интерьере, более взрослые — к традиционным, спокойным и нейтральным оттенкам. Поэтому концепцию психологии цвета активно применяют в дизайне, маркетинге и рекламе, чтобы зацепить внимание и вызвать конкретную эмоциональную реакцию у потребителей.

Раньше мы рассказывали о том, как мы биологически воспринимаем цвет и свет, а теперь собрали карточки с психологическими ассоциациями, которые возникают у большинства из нас, когда мы смотрим на тот или иной оттенок.

Красный цвет привлекает внимание своей яркостью и интенсивностью. В более теплых оттенках ассоциируется с энергией, любовью и страстью, в холодных — с опасностью, тревогой и агрессией. Часто используется в дизайне, чтобы акцентировать внимание на главном, но не в больших количествах. Красный цвет также может быть полезен в спорте: как показывают исследования, он заставляет людей реагировать быстрее и увереннее.

Желтый в первую очередь ассоциируется с солнцем, теплом и простотой. Он вселяет надежду и придает сил. Однако не все так просто: от большого количества желтого цвета глаза перенапрягаются и устают, а еще он может быть причиной тревоги, поэтому многие дизайнеры не рекомендуют красить стены комнат в желтый цвет.

Также розовый нередко ассоциируют с креативностью, счастьем и беззаботностью. Однако иногда его воспринимают более негативно — например, из-за гендерных стереотипов. Некоторые ученые склонны полагать, что розовый оказывает успокаивающий эффект на человеческую психику, поэтому иногда его используют в тюрьмах для усмирения заключенных.

Белый цвет ассоциируется с минимализмом и простотой. Во многих культурах он также является символом невинности и чистоты: например, свадебные платья или детская одежда. Визуально белый цвет расширяет пространство, так что не стоит им пренебрегать в интерьере.

Синие и голубые оттенки заставляют нас чувствовать себя в безопасности, вызывают чувство спокойствия, расслабленности и доверия. В корпоративном дизайне ассоциируется с профессионализмом, однако избыток синего цвета скорее ощущается как холодность и отстраненность.

Зеленый цвет ассоциируется с жизнью, здоровьем и балансом энергий. Из всех цветов он лучше всех воздействует на глаза, оказывая успокаивающий эффект. Именно поэтому часто рекомендуют вводить в интерьер зеленые оттенки, цветы и растения.

Черный цвет, особенно в сочетании с белым, является многовековой классикой. В одежде и интерьере он может подчеркнуть силу и уверенность, но в больших количествах будет визуально уменьшать пространство, что не всегда комфортно. Черный цвет также является во многих культурах символом траура и скорби, а иногда просто вызывает негативные чувства. Исследователи обнаружили, что игроки с черной униформой чаще получают штрафные баллы и воспринимаются другими с осуждением и подозрением.