Сегодня все говорят о том, что просто получить школьное образование и окончить университет уже недостаточно, чтобы всю жизнь работать по востребованной специальности. Нужно учиться всю жизнь. Но как понять, чему именно? Дарья Дуденкова, педагогический дизайнер и лид методического направления в Яндекс.Практикуме, рассказала T&P о том, как выбрать необходимые для профессионального роста навыки и построить собственную траекторию обучения.

Дарья Дуденкова
Педагогический дизайнер и лид методического направления в Яндекс.Практикуме

Составляем портрет востребованного специалиста
Создание любого курса в Яндекс.Практикуме начинается с составления Job Market Fit — портрета выпускника: документ описывает, что выпускник программы должен уметь после ее освоения. Будущие навыки делятся на три основные категории: хард-скиллы, софт-скиллы и аутентичные задачи — то есть те, которые человек выполняет на определенной должности на определенном этапе развития своей карьеры.

Пример аутентичных задач для автоматизатора по тестированию
Такой портрет не составить по учебникам. Менеджер проекта идет за ним на рынок труда, опрашивает множество компаний-лидеров в той сфере, которую исследует. Нужно в деталях узнать, каким компании видят идеального специалиста, какими задачами он занимается, что он должен уметь на старте, а чему может научиться по ходу работы.
Рынок труда меняется с огромной скоростью. Нет смысла обучаться профессии, которая умрет через полгода, — как раз к тому моменту, когда вы ее изучите. Поэтому в том числе важно задать компаниям вопросы о перспективах профессии
Начинать строить собственную образовательную траекторию тоже лучше с поиска Job Market Fit — то есть составить портрет специалиста, которым вы хотите стать, и ориентироваться на него в последующем обучении. Выберите три-пять задач из реального мира, которые нужно решать и которые вам нравятся. Для этого придется провести свое мини-исследование: изучить требования вакансий и тестовые задания для кандидатов на интересные позиции, посмотреть портфолио классных специалистов, узнать, какие рабочие задачи решают специалисты разных уровней. В общем, исследовать интересующую нишу как можно подробнее и не жалеть на этот этап времени и сил.

Пример части JMF-портрета для студентов курса «Дизайнер интерфейсов» в Яндекс.Практикуме
Отличный способ получить информацию из первых уст — пообщаться с вдохновляющими людьми из индустрии. Найдите таких и напишите что-то вроде: «Привет, я восхищаюсь твоими проектами и твоим карьерным ростом, мечтаю через пять лет быть тобой. Можно я куплю тебе кофе, и ты расскажешь мне, как добился такого успеха». Не стесняйтесь и не бойтесь отказа: люди любят говорить о себе. Большинство таких встреч за кофе в итоге длятся по три часа. С них вы выйдете с ответами на все вопросы, детальным портретом выпускника и списком навыков, которыми предстоит овладеть.
Обязательно спросите своих информантов об инструментах, которые набирают обороты сейчас и без которых нельзя будет обойтись через полгода: это может оказаться классной нишевой находкой для человека, который меняет профессию.
Определяем необходимые навыки
Для составления образовательной программы в Яндекс.Практикуме используется методика Backwards Design, или обратное проектирование. Перед тем как выбрать учебные методы, эксперт курса и педагогический дизайнер определяют цепочку шагов, необходимых для выполнения задачи, и думают, как студенту прийти к определенным итогам. В процессе нужно ответить на вопросы: «Если бы ты выполнял эту задачу, что бы ты сделал сначала? А потом? А затем? А дальше?» Из каждого шага выписывают Learning outcomes — образовательные результаты, к которым предстоит прийти ученику.
Когда цель определена, следующий этап — составление скилл-сета (списка навыков) из готового Job Market Fit портрета. Возьмите лист бумаги и разделите его на два столбика. В первый занесите ваши умения и сильные стороны — то, что вы уже умеете. Во второй отправляются пока не освоенные навыки, которые помогут вырасти в профессии. Последние желательно разделить на уровни и определить критерии, которые покажут достижение цели.

В качестве примера здесь можно привести отчет Европейского союза «Модель цифровых компетенций для граждан (The Digital Competence Framework for Citizens)». Этот отчет дает рекомендации для обучения людей цифровым навыкам. Всего в нем перечислена 21 цифровая компетенция, каждая разделена на несколько уровней освоения (базовый, средний, продвинутый и профессиональный) и содержит критерии, которые помогут оценить, освоена компетенция или нет.
Не ограничивайтесь высокоуровневым видом навыка. Вместо этого максимально декомпозируйте каждый навык. Фокусируйтесь на поведенческих индикаторах, которые покажут, что вы овладели навыком: что вы можете сделать сами, что — с помощью, что — уверенно, а что — с подсказкой (как в отчете Европейского союза, о котором рассказывала выше). Не помешает еще раз опросить вашего информанта, как эти навыки выражаются на практике.
Для наглядности каждый навык, который предстоит прокачать, можно визуализировать. Отличный пример — «осьминожка навыков», которую придумало Бюро Горбунова. Она помогает планировать свое развитие и отслеживать прогресс.
Представьте собственные навыки в виде ножек осьминожки. Чем длиннее щупальца, тем сильнее развит навык. Сколько ножек — столько навыков, которыми вы владеете. Сделать подобную визуализацию можно также в Google Таблицах — в столбик выписать необходимые навыки и в ходе их освоения помечать прогресс.

Пример визуализации в Google Таблицах для отслеживания прогресса по навыкам
Дополнительно каждый навык можно разделить на несколько уровней освоения. Например, первый уровень — есть базовые знания, второй — уверенное владение, третий уровень — профессионал.
Прокачиваем жесткие и гибкие навыки
Начните с
Например, вы понимаете, что дизайнеру пригодится умение работать в Photoshop. Дальнейшие действия — понять, как освоить этот навык. И начать последовательно проходить темы. Можно изучать форумы и статьи по теме, проходить бесплатные и платные курсы, читать специализированную литературу, смотреть вебинары.
Новым вещам учиться сложно, поэтому периодически добавляйте навыки, в которых уже есть опыт
Планируйте сложность обучения волнообразно: чередуйте простые и сложные занятия. Если все время учиться только сложному, вы быстро устанете. Если учиться только легким вещам — скоро надоест.
Старайтесь находиться в зоне ближайшего развития: должно быть достаточно сложно, но не чрезмерно, при этом достаточно легко — но не слишком. Этот этап можно описать и так: вы еще не можете решить задачу X самостоятельно, но способны справиться с ней при помощи более опытного коллеги.

Не делайте больших перерывов в обучении. В XIX веке немецкий психолог Герман Эббингауз построил кривую забывания — график показывает, как долго в памяти хранится запомненная однажды информация. Опыты Эббингауза выявили: через час в памяти остается только 44% информации, а через неделю — меньше 25%. Поэтому даже вещи, которые кажутся простыми, стоит повторять как можно чаще.
Эффективнее всего запоминать информацию в несколько подходов. Если на заучивание есть день, то вот по какому алгоритму следует повторять информацию:
первое повторение — через 15–20 минут после заучивания;
второе — через 6–8 часов;
третье — через 24 часа.
В процессе овладения новой профессией многие зацикливаются на
По
Создаем поддерживающую среду
В Практикуме все студенты разделены по когортам. Когорта — это группа студентов, в которой участники одновременно идут по программе с определенными дедлайнами, вместе сдают проекты и экзамены. Так формируется среда, в которой все поддерживают друг друга. У каждой группы есть наставник, который проводит вебинары, отвечает на вопросы, подталкивает к правильному решению.
Учеба в коллективе эффективнее. Особенно поддерживающая среда важна людям, у которых проблемы с
Заведите себе ментора или даже нескольких, чтобы сверять прогресс. Сделайте этот процесс взаимовыгодным. Специалисты высокого уровня постоянно находятся в профессиональном движении вперед. Чтобы это движение не останавливалось, им нужно на
Ментора можно искать в профессиональном сообществе, на LinkedIn, смотреть экспертов в СМИ. Институт менторства в России пока развит слабо, поэтому стоит выбирать людей, которые учились за границей и понимают концепцию менторства. Такое сотрудничество будет более плодотворным и эффективным.

Как самостоятельно построить образовательную траекторию
Составляем JMF-портрет. Изучаем вакансии на рынке, опрашиваем людей из индустрии, собираем информацию, чтобы составить портрет востребованного специалиста, которым хотим стать. Подробно узнайте, какими жесткими и гибкими навыками владеет этот специалист, какие задачи он выполняет на работе.
Определяем необходимые навыки. В левый столбик запишите свои сильные стороны и навыки, которыми вы уже владеете. В правый столбик выпишите то, чему предстоит научиться, чтобы удовлетворять требованиям будущего работодателя. Чтобы удобнее было отслеживать прогресс, визуализируйте навыки по уровням владения.
Прокачиваем навыки. Для начала выберите три-четыре хард-скилла и сконцентрируйтесь на их развитии. Подумайте, что поможет их прокачать: онлайн-курсы, упражнения, профильные статьи. Сложные задачи следует чередовать с простыми: такая тактика поможет дольше сохранять мотивацию в обучении. Повторять изученное лучше как можно чаще. Даже если кажется, что все просто и понятно. В процессе освоения жестких навыков не забывайте про гибкие навыки. Практикуйтесь на работе, с друзьями, создайте условия для постоянного нетворкинга.
Создаем поддерживающую среду. Найдите единомышленников, которые тоже на пути смены профессии. Занимайтесь вместе, соблюдайте дедлайны, поддерживайте друг друга, чтобы не сдаваться и дойти до конца. Если есть возможность, лучше нанять ментора, который поможет отслеживать прогресс и будет корректировать направление развития. Когда необходимые навыки будут освоены, ставьте новые образовательные цели. В современном мире всегда найдется чему учиться. Будьте проактивными и постоянно следите за трендами, чтобы оставаться востребованным специалистом.
Комментарии
Комментировать