Кажется, что все интересное в кинематографе происходит в крупных городах России, а в регионы приезжают только на съемки. Однако это не так. Немало российских кинематографических компаний с периферии создали интересные работы, которые признают и за рубежом. На Форуме креативного бизнеса, организованного в рамках ПМЭФ, состоялась панельная сессия «Кинокластеры и кинопроизводство — точка роста. Тактика и стратегические изменения», на которой директор «Роскино» Евгения Маркова рассказала о том, как развивается российский кинематограф и какие программы позволяют его развивать.

Евгения Маркова

Глава «Роскино»

Глава «Роскино» Евгения Маркова отметила, что за последние несколько лет российские компании, занимающиеся производством контента, сделали огромный качественный скачок, начав создавать продукт мирового уровня.

Это подтверждает и рост количества регионов, участвующих в национальном кинорынке Key Buyers Event в этом году (форум пройдет онлайн с 8 по 10 июня): в 2021-м их уже пять. Стоит отметить, что четыре из них — Хабаровск, Новосибирск, Пермь и Екатеринбург — представят анимационные проекты. Российские компании заинтересованы в развитии, и участие в КВЕ позволяет найти международных дистрибьюторов и партнеров.

Российских кинопроизводителей вдохновляет успех коллег на международных рынках: ярким примером стала созданная в Воронеже компания Wizart Animation. В этом году полнометражный анимационный фильм «Ганзель, Гретель и Агентство Магии» их производства, который вышел 25 марта на платформе Netflix, за первый уикенд поднялся на первое место по просмотрам в мире и США (на платформе Netflix фильм идет под названием «Secret Magic Control Agency»). Другие проекты компании — «Снежная королева», «Волки и овцы» — также приобретают ведущие мировые платформы и дистрибьюторы.

Не менее яркие примеры региональных компаний, чьи проекты добились международного признания, были созданы в Санкт-Петербурге — компания «Рики» («Смешарики») и СТВ Сергея Сельянова («Царевны», «Ганзель, Гретель и Агентство Магии»).

Полнометражные фильмы, созданные в регионах России, также приобретают большой мировой успех. В мире обсуждают феномен якутского кино, где популярный жанр хоррора переплетается с местной мифологией и видами уникальной природы. Так, фильм «Мой убийца» якутского режиссера Костаса Марсана был номинирован на «Золотой глобус» как лучшая картина на иностранном языке, а «Иччи» (в прокате с 27 мая 2021 года) погружает зрителей в жизнь Республики Саха.

Еще один яркий пример — фильм «Белой дороги!» кинорежиссера Эллы Манжеевой из Калмыкии, который будет представлен в программе молодых режиссеров Каннского кинофестиваля в этом году.

Говоря о развитии кинопроизводства в регионах, Евгения Маркова отметила, что диверсифицирование кинопроизводства находится в России на начальном этапе, и поделилась мировым опытом работы в этом направлении. Примеры Франции, Германии, Великобритании, Италии доказывают, что система региональных кинокластеров может быть очень эффективна. Все эти страны объединяет схожая система финансирования, которая осуществляется не только национальными, но и региональными фондами.

К примеру, во Франции работают 32 региональных фонда, что позволило за последние 10–15 лет заметно разнообразить место действия французских фильмов (до этого почти все фильмы снимались в Париже). В Германии треть от общей суммы, которая выделяется на развитие кинематографа, распределяется регионами. В Великобритании, притом что в Лондоне сосредоточено около 70% индустрии, существует несколько крупных региональных кинокластеров, каждый из которых стремится стать международным центром «полного цикла».

Локациями для фильмов часто становятся не столицы, а именно регионы. Особенно те, которые имеют историческое наследие

Иногда они становятся натурной площадкой для фэнтези и фантастики вроде «Звездных войн» или «Игры престолов» (как, например, Дубровник в Хорватии), в других случаях привлекательны и как объект культурного наследия (голливудское кино часто снимается на Лазурном Берегу Франции и в разных областях Италии — от Сицилии и Тосканы до Альп).

Кинопроизводство в регионах тесно связано с развитием туризма. С выходом популярного фильма рост туризма в регионе составляет в среднем 30%. Но есть и отдельные кейсы: например, в Америке после выхода саги «Сумерки» в маленький городок Форкс в штате Вашингтон с населением 3,5 человека приток туристов составил 300 тысяч. «Гарри Поттер» на 50% увеличил поток туристов во все места, где велись съемки. Фильм «Троя» на 73% увеличил турпоток в Турцию, а «Миссия невыполнима» — на 200% в Сидней. По подсчетам Ассоциации кинокомиссий, туристический бум длится около 3–4 лет после выхода фильма. В России есть похожий кейс — с Териберкой в Мурманской области, куда российские туристы массово поехали после выхода фильма «Левиафан» Андрея Звягинцева.

Ключевым драйвером развития регионального кинопроизводства в России, несомненно, должна стать национальная программа рибейтов.Возврат кинокомпаниям части их затрат на производство фильмов из бюджетов регионов. Также для того, чтобы привлечь иностранные кинокомпании, необходимы первые удачные кейсы. Компания «Роскино» готова не только выступить посредником, соединив иностранные студии и продакшен-компании с российскими регионами, помочь в организации туров, встреч, но и разработать позиционирование каждого региона и стратегию его выхода на международный рынок.

«Безусловно, в развитии региональных кинокластеров ключевую роль играют кадры, — отмечает Евгения Маркова. — Сегодня существует несколько учебных заведений, которые охватывают далеко не все регионы. „Роскино“ уже имеет успешный опыт организации образовательных программ. Аналогичные проекты могут быть запущены и в плане регионального образования: „Роскино“ может стать связующим звеном между локальными киношколами и международными экспертами, привлекая их к участию в образовательных программах в соответствии с целями и задачами каждого конкретного региона. Внедрение образовательных программ, созданных совместно с международными партнерами, поможет вывести региональные кадры на качественно новый уровень».

В Европе и Азии есть немало примеров децентрализации как кинопроизводства, так и образовательных учреждений, которые готовят необходимые для этого кадры.

В Великобритании с 2015 года работает UK Film Education Trust, расположенный в Бакингемшире (юго-восток Англии), а у кинофонда British Film Institute существует BFI Film Academy for Young Creatives, организующая обучающие программы для молодежи.

В Германии кинематографические вузы есть в каждой федеральной земле — и государственные, и частные, — а также есть специальные отделения в школах искусств.

Корейское агентство креативного контента (KOCCA) — правительственное учреждение, которое контролирует и координирует продвижение индустрии контента — создано в мае 2009 года. KOCCA поддерживает творческие таланты, необходимые для индустрии контента: проводит стажировки и обучение, в том числе в регионах.

Россия:

  • Ведущий российский вуз в области регионального образования, ВГИК имеет три филиала (Иркутск, Ростов-на-Дону, Сергиев Посад), где готовят специалистов первого (режиссеры, сценаристы, операторы, продюсеры) и второго (гримеры, администраторы, ассистенты) звена и интегрируют их в деятельность региональной киноиндустрии.

  • Еще несколько государственных вузов, которые готовят кадры в регионах:

  • Казанский институт культуры (Алексей Барыкин, один из ведущих региональных режиссеров и продюсеров)

  • Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения

По итогам исследования Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения подготовил заявку на грант, получил его и сейчас проводит образовательную программу по подготовке специалистов второго звена в пяти пилотных регионах.

Инициативы в региональном кинообразовании пока точечные и не всегда при господдержке (сейчас финансируют из частных средств, средств различных фондов):

  • Челябинск — школа документального кино при поддержке администрации Челябинской области

  • Образовательные курсы по созданию веб-сериалов в регионах для молодых кинематографистов — инициатива WEB FEST Russia и Digital Reporter (Антон Калинкин)

Одним из направлений работы «Роскино» являются образовательные инициативы. В 2020 году при участии «Роскино» семь российских продюсеров приняли участие в образовательной программе по копродукции EAVE ON DEMAND IN RUSSIA. Они прошли обучение с ведущими международными экспертами.