Роботов в будущем видят помощниками человечества: они будут выполнять работу, которая слишком сложная для человека или которую от хорошей жизни никто выполнять не захочет, например, работать на опасном производстве. Но смогут ли машины участвовать в равноправном диалоге с людьми? И не станут ли они источником опасности? В этом мы попытались разобраться на марафоне науки и технологий Homo Science.
Умиляющие роботы
В зале, где проходит марафон, в уголке скромно катается взад-вперед робот компании PROMOBOT, словно подросток, который не очень хотел ехать на встречу с дальними родственниками, но его обязали. Спустя некоторое время он осваивается и начинает здороваться с проходящими мимо людьми, вызывая всеобщее умиление. На самом деле, ни к чему он не привыкал, его просто донастроили после транспортировки, но большинство людей уловили в этом умилительное стеснение.
Мы довольно давно живем в диалоге с механическими системами: это голосовые помощники смартфонов, поисковые системы с голосовым вводом. Создатели диалоговых систем наделили их харизмой и язвительным тоном вместо эмпатии, и иногда мы охотнее признаем, что машина вредничает или шутит, чем то, что она нас не понимает. Антрополог Джоффри Беккер отмечает, что на сегодняшний день роботы вызывают в основном две главные реакции: одни люди хотят исследовать пределы, когда у робота заканчиваются заготовленные ответы, другие не хотят участвовать в коммуникации в целом. Если же коммуникация случается, как показал эксперимент PsyPhINe project, в рамках которого люди должны были общаться и играть с роботом, который вообще не был похож на человека: это был скорее робот-лампа из рекламы Pixar.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/059/965/image/base_1d203755c1.png)
Ученые изучали, как менялось поведение человека: в начале коммуникации некоторые люди испытывали недоверие и враждебность, но вскоре это сменилось диалогом, который можно сравнить с обучением маленького ребенка. Люди шутили, комментировали действия робота, даже пытались объяснить ему правила игры.
Ученые сделали вывод, что люди сами очеловечивают роботов больше, чем есть на самом деле. Это усиливается, когда робот и сам обретает способность отвечать с
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/038/776/image/base_d5b5fb4b6d.jpg)
«На самом деле весь этот юмор — это имитация. Это довольно декоративная история. PROMOBOT тоже умеет неплохо шутить, когда он видит мужчину, он говорит: «Привет, красавчик», когда женщину: «Здравствуйте, леди». В этом действительно есть элементы эмпатии, но она будет искусственной», — комментирует Олег Кивокурцев, сооснователь PROMOBOT.
В чем сложность с эмпатией у роботов?
«Эмоции, грусть, искреннее сопереживание и эмпатия могут появиться у роботов только после того, как у них появится сознание. Но мы и сами не знаем, что это такое, когнитивисты изучили природу сознания меньше, чем на 7%», — отвечает Олег Кивокурцев.
Определить, может ли система быть эмпатичной, одним из первых решил Алан Тьюринг, британский ученый, разработавший тест, впоследствии получивший его имя. Тест Тьюринга заключается в слепом диалоге между человеком и машиной или другим человеком. В этом тесте машина должна не показывать, что она машина, а участник должен понять, кто его собеседник. То, что могло бы дать машинам импульс к пробуждению сознания, в результате стало канвой для построения все более правдоподобной имитации человеческого поведения.
По мнению ученых, человек не может просто вложить в систему робота то, что наживалось многими поколениями и формировалось в течение эволюции. Но если ему это удастся, что будет дальше?
«Если мы сможем воспроизвести сознание и эмпатию в роботах, возможны будут два сценария. Первый, как в игре “Detroit. Become Human”, когда роботы будут бастовать и требовать равных прав, у них появятся эмоции, сходные с человеческими, — злость, гнев. Во втором сценарии люди полностью заблокируют роботам негативные эмоции, агрессию. Если мы просто их этому не научим — будет вообще прекрасно», — комментирует Олег Кивокурцев.
Но пока роботы далеки от забастовок с требованиями о сокращении рабочих часов, так что еще рано подозрительно коситься на
Научиться анализировать Большие Данные и начать управлять «Матрицей» вам поможет наш курс «Big Data».
Иллюстрация: freedom.naruk@hotmail.com / Depositphotos.com
Комментарии
Комментировать