В предыдущей статье мы говорили о том, как мошенники активизируются в дни распродаж. На сервисах для размещения объявлений можно легко попасться на удочку аферистов. Как это должно происходить безопасно: покупатель оплачивает товар и доставку внутри сервиса, денежные средства резервируются доской объявлений, после получения товара покупатель подтверждает покупку в личном кабинете, и только после этого деньги поступают на счет продавцу. Но так случается не всегда.
Дело в том, что мошенники стараются «вывести» покупателя из сервиса и предлагают ему перейти в мессенджер, присылают фишинговые ссылки, QR-коды, просят оплатить товар вне сервиса, отправить предоплату в качестве «резервирования» товара. Все эти просьбы должны вас настораживать.
Но есть еще более сложная схема мошенничества, замаскированная под «безопасную сделку». Происходит это так:
Покупатель оплачивает товар, средства резервируются на сайте.
Продавец просит контактный номер телефона покупателя.
Покупателю приходит СМС с незнакомого номера.
Мошенник звонит, представляясь сотрудником сервиса, и обещает подтвердить участие в сделке с помощью кода из СМС. Этот код действительно присылает сервис, но нужен он для входа в аккаунт.
Получив код, мошенник заходит в учетную запись покупателя, подтверждает получение товара.
Мошенник получает денежные средства.
Казалось бы, все это происходило в рамках «безопасной сделки», но деньги были украдены.
Другой опасной территорией для интернет-пользователей являются сайты для поиска недвижимости. Например, мошенники создают фейковые аккаунты, делают выгодное предложение, представляются собственниками и перед просмотром просят предоплату. Это объясняется тем, что спрос на квартиру высокий, а эта сумма якобы гарантия для обеих сторон. Съемщик отправляет деньги, и они уходят в никуда, а с прежним «владельцем» уже никак нельзя связаться. Причем схема таких аферистов схожа с алгоритмом действий мошенников с Avito, «Юла» и других: они уводят покупателя из сервиса в мессенджеры, присылают фишинговые ссылки, банковские реквизиты и исчезают. Аналогичный алгоритм используют мошенники на сервисах совместных поездок BlaBlaCar.
Материал создан в рамках проекта «Твой гид по киберграмотности» при поддержке команды «Ростелеком-Солар» — национального провайдера кибербезопасности. Компания занимает активную позицию в повышении уровня киберграмотности населения и в формировании цифровой культуры для бизнеса.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/060/567/image/base_699f6d93d1.png)
Комментарии
Комментировать