Санта-Клаус — один из главных символов католического Рождества. Если присмотреться, то можно заметить, что почти все современное празднование Рождества в западных странах строится вокруг образа старика с целым мешком подарков, в то время как младенца Христа почти никто не упоминает. У Санты множество альтернативных биографий, образов под разный климатический пояс и способностей — разбираемся, как из католического святого Санта-Клаус стал настоящей звездой современной культуры.

Ранняя жизнь Санта-Клауса

По данным историков, образ Санта-Клауса произошел от святого Николая Чудотворца. Христианский святой известен тем, что отказался от своего богатства и посвятил свою жизнь помощи бедным и нуждающимся, на Западе он считается покровителем всех слоев общества, но в особенности детей. Это один из тех святых, чей образ успешно пережил Реформацию и почитался в том числе в протестантских странах, особенно на территории современных Нидерландов.

Само имя Клаус (или Клаас) — это сокращение от «Николаас» («Николай»).

Один из эпизодов жития святого стал основой для образа Синтерклааса (имя позже эволюционировало в «Санта-Клаус»). Это история о том, как святой Николай помог трем сестрам: отец не мог предоставить трем своим дочерям приданое, чтобы они вышли замуж, поэтому он собирался воспользоваться их красотой (скорее всего, продать девушек в рабство). Святой Николай услышал это и решил помочь — он сбросил мешок с золотом в их дом через каминную трубу, отец обрадовался и дал это золото в приданое старшей дочери. Через некоторое время Николай таким же образом обеспечил приданым среднюю и младшую дочь, а с отца семейства, увидевшего его, взял клятву никогда об этом не говорить.

Благодаря этому появилась традиция дарить детям подарки от имени святого Николая в его день — 6 декабря. Затем в период Реформации в некоторых странах, когда почитание святых осуждалось, дарителем рождественских подарков стал сам младенец Христос, но в период Контрреформации Синтерклаас снова стал героем-дарителем. Так, в Нидерландах его статус дарителя сохранялся несмотря ни на что, и он дарил детям подарки и в начале декабря, и на Рождество. Именно нидерландский Синтерклаас стал прообразом известного нам Санты, но произошло это уже в XIX веке и в совершенно другой части света — в США, в штате Нью-Йорк.

Святой в эмиграции

В Северную Америку, на территорию будущих Соединенных Штатов, Синтерклаас попал на корабле голландских колонистов, чествовавших его и считавших божественным покровителем Нового Амстердама. Этот штат после английского завоевания в 1664 году превратится в Нью-Йорк и сохранит свое название до наших дней, но не избавится от своих голландских корней. В декабре 1773 года и снова в 1774 году в одной из газет Нью-Йорка сообщалось, что группы голландских семей собрались, чтобы отметить годовщину его смерти. В 1804 году Джон Пинтар, член Нью-Йоркского исторического общества, распространял ксилографии святого Николая на ежегодном собрании общества. Фон гравюры содержит уже знакомые изображения Санта-Клауса, в том числе чулки, наполненные игрушками, и фрукты, висящие над камином.

А в 1809 году Вашингтон Ирвинг способствовал популяризации историй Синтерклааса, когда назвал святого Николая покровителем Нью-Йорка в своей книге «История Нью-Йорка». По мере того как его известность росла, Синтерклааса описывали как «негодяя» в синей треугольной шляпе, красном жилете и желтых чулках и до человека в шляпе с широкими полями и «огромной паре фламандских босоножек».

Соседство потомков голландцев и англичан было напряженным, вопросы веры решались довольно сложно: Новый год долгое время был основным праздником, а вот Рождество протестанты критиковали за излишнюю «религиозную ограниченность». Перемирие и атмосфера праздника воцарились в 1822 году, когда Клемент Кларк Мур, профессор-лингвист, написал рождественское стихотворение «Визит святого Николая», в котором дал подробное описание Санта-Клауса, героя-дарителя, больше похожего на крупного рождественского эльфа, который перемещается на запряженных оленями санях. Для образа Санта-Клауса Мур использовал образ, который до него описывал Ирвинг. Стихотворение стало настолько популярным, что его перепечатывали газеты и журналы по всему штату, и довольно быстро Санта-Клаус стал плотно ассоциироваться с подарками для детей, в связи с чем предприниматели не могли не сделать его частью предрождественской торговли.

Санта-Клаус и капитализм

Во многом своей популярностью Санта обязан рождественским распродажам, которые появились на территории США еще в 1820-х годах. К 1840-м годам в газетах были созданы отдельные разделы для праздничной рекламы, в которых часто появлялись изображения недавно ставшего популярным Санта-Клауса.

Традиционно образ Клауса ассоциировался с подарками для детей, и это был лишь вопрос времени, когда его начнут использовать во благо магазинов и родителей.

В 1841 году тысячи детей посетили магазин в Филадельфии, чтобы увидеть модель Санта-Клауса в натуральную величину, а затем для исполнения роли Санты начали привлекать переодетых актеров.

Придумаете более удобный способ занять ребенка, пока вы делаете покупки, чем стояние в очереди на встречу с любимым персонажем этого сезона?

Однако образ Санты использовался не только для прибыли капиталистов.

В начале 1890-х Армия спасения нуждалась в деньгах для оплаты бесплатных рождественских обедов, которые они давали нуждающимся семьям. Они начали наряжать безработных мужчин в костюмы Санта-Клауса и отправлять их на улицы Нью-Йорка для сбора пожертвований. Эта практика применяется до сих пор. (Согласитесь, было бы странно одевать этих людей в образ младенца Христа?)

Образ Санта-Клауса быстро стал популярным благодаря кинематографу, и вместе с кинолентами и торговыми сетями он распространился по всему миру. Но можем ли мы винить его за это, если этот образ объединяет людей и помогает им быть добрее друг к другу?

Фильмы про Санта-Клауса

Санта-Клаус довольно крепко пустил корни в западную культуру, так что даже его биография, основанная на жизни святого, много раз переписывалась различными авторами и сценаристами. Это подарило нам много историй и поводов верить в чудеса. Делимся пятью фильмами о Санте, которые подарят вам праздничное настроение.

Чудо на 34-й улице

1994, реж. Лес Мейфилд

Ремейк классического фильма 1947 года. Актер, который должен был играть Санту в торговом центре Cole’s, напивается перед парадом Санта-Клаусов, и руководство должно быстро найти замену. Дори Уолкер, руководитель отдела мероприятий, приглашает пожилого мужчину с улицы исполнить эту роль. Ее шестилетняя дочь не верит в волшебство, но ей предстоит настоящее чудо, ведь актер на замену действительно Санта-Клаус.

Полярный экспресс

2004, реж. Роберт Земекис

8-летний Крис уже не верит в Санта-Клауса, пока в сочельник возле его дома не останавливается волшебный поезд, направляющийся на Северный полюс, в резиденцию Санты. Крис отправляется в полное приключений путешествие, которое поможет ему поверить в чудеса.

Клаус

2019, реж. Серхио Паблос

Испанский полнометражный фильм о Джеспере Йоханссоне, сыне почтового магната, отправленном в наказание на самый край света работать обычным почтальоном. Парень мечтает выбраться из захолустья, но для этого ему нужно отправить 6000 писем. Джеспер придумывает гениальную аферу, которая, однако, поможет ему открыть лучшее в себе и других людях.

Санта-Клаус

1994, реж. Джон Пасквин

Скотт только развелся с женой, они поделили опеку над сыном, и в Рождество ребенок должен быть у отца. Пока Скотт готовит дом к приезду ребенка, он замечает странного старика на крыше и невольно становится причиной его падения. Пострадавший мужчина оказывается настоящим Сантой и, чтобы Рождество все-таки состоялось, он делегирует свои полномочия Скотту.

Рождественские хроники

2018, реж. Клей Кейтис

Кейт и Тедди, брат и сестра, остаются одни дома в сочельник и застают Санта-Клауса собственной персоной. Что делают дети XXI века? Конечно, пытаются заснять его на видео и случайно ввязываются в приключение в компании Санты.