Человек любознателен: с самого рождения ребенок интересуется окружающим его миром, задает много вопросов и не перестает удивляться. А вот взрослые нередко теряют интерес практически ко всему. Что убивает любознательность? Нужно ли ее вообще развивать, или это качество дано не всем? Как на эффективность обучения влияют социальные установки? Разбираемся в том, как же пробудить жажду знаний, если все вокруг кажется скучным.
Почему любознательность исчезает
В ходе эволюции мы приобрели уникальную способность, некоторую форму любопытства — эпистемическую любознательность. Французский нейробиолог Станислас Деан определяет ее как «чистое стремление к знаниям во всех областях, включая самые абстрактные». Детей в возрасте от двух до пяти лет интересует буквально все. Они постоянно задаются вопросом «почему?» и не перестают удивляться собственным открытиям. Однако в школе уровень вовлеченности начинает снижаться, а у взрослых он и вовсе пропадает.
Почему так происходит? Станислас Деан в своей книге «Как мы учимся» выделил несколько причин. Во-первых, пропадает когнитивная стимуляция. Знаний в определенной области становится больше, соответственно, пробелов — меньше. Это нормальный процесс, который является частью любого обучения. Во-вторых, мешают такие установки, как «Я не способен изучать этот предмет», «Мне не хватает таланта». Такие метакогнитивные установки демотивируют учащихся и не позволяют раскрыть их потенциал. В таком случае важна поддержка наставников, преподавателей, которые вернут уверенность. Третий фактор, который убивает любопытство, — это социальная передача знаний. Человеку свойственны два режима научения: активный, когда человек экспериментирует, подвергает сомнению собственные убеждения, и рецептивный, когда он просто принимает поступающую информацию. Эти способы познания дополняют друг друга, однако отсутствие первого как раз ведет к потере интереса. Например, если неудачная попытка сделать что-то новое считается ошибкой, за которую наказывают, активный режим выключается. Как следствие, возникают проблемы с концентрацией, человек, возможно, ощущает себя потерянным, испытывает скуку.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/061/500/image/base_88fcdbffb1.jpg)
Теперь посмотрим на то, что происходит с заинтересованными людьми. Организм создает благоприятные условия для восприятия и обработки информации. Воспринимая нечто новое, мы находимся в ситуации «умеренного стресса». Он полезен и необходим для стимуляции когнитивных процессов. Также и тело реагирует: брови приподнимается, рот слегка приоткрывается, или же губы поджимаются, снижается частота сердечных сокращений, что способствует усилению внимания и более четкой обработке информации.
Интерес как педагогическая категория связан с мотивацией обучения. Но все же их не стоит считать взаимозаменяемыми: уровень мотивации зависит не только от личного интереса, но и от ряда других факторов (например, запросов рынка труда и так далее).
Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.
Как пробудить интерес
Познавательный интерес может быть трех уровней: низкий (обучающийся находится в инертном состоянии, он не способен справиться с трудностями самостоятельно), средний (требуется постоянное стимулирование интереса со стороны педагога), высокий. В последнем случае учащийся самостоятельно стремится к получению знаний, это происходит в том случае, когда обучение соотносится с истинными желаниями и целями.
Любопытство может разжечь кто-то извне, однако развивать его придется все-таки вам. И ответственность лежит не только на преподавателях, менторах и наставниках, но и на самом учащемся. Как же это сделать?
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/852/image/base_ad073b7700.png)
Сомневаться
Один из способов практиковать любознательность — ставить под сомнение полученную информацию. В частности, это поможет избавиться от иллюзии «Я все знаю». Вы постепенно осознаете, что некоторые установки на самом деле ложные, а для конструирования новых стоит получать знания и развивать навыки. При получении любой информации, при принятии решений задавайте себе вопросы:
Что, если…?
Зачем?
Почему?
А как можно иначе?
Чего я не знаю/не умею?
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/853/image/base_f458f1eedf.png)
Пробовать то, чего не делали ранее
Допустим, вы с детства убеждены в том, что математика — это не ваше. Хотя некоторые математические знания могут пригодиться вам в работе, например в процессе создания таблиц в Excel. Попробуйте решить несколько задач, даже если в самом начале они вам кажутся неинтересными.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Интерес возникает благодаря действиям. То, что казалось вам скучным в начале, может разжечь любопытство в процессе
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
То же самое и с другими активностями, не связанными с вашей работой, будь то рисование, катание на коньках или изучение астрономии. Плюс таких экспериментов в том, что по мере улучшения какого-то навыка, который ранее был на нуле, вы станете более уверенным в себе.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/862/image/base_67f3f0b14e.png)
Думать над улучшениями
Почти всегда можно сделать лучше. Не стоит сразу изобретать что-то прорывное. Посмотрите на привычные для вас вещи и подумайте, что можно изменить. Начать можно с бытового уровня: что можно сделать со столом, за которым вы сидите? Как сделать его более функциональным? Далее можно задуматься о задачах, которые вы выполняете на работе. Но прежде чем придумать что-то новое, придется разобраться в устройстве той или иной системы на данный момент, что также требует усилий и любознательности.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/859/image/base_d8b15c1c88.png)
Отмечать все, что вызывает интерес
Это может стать ежедневной практикой. Отметьте 5 вещей, который удивили вас за день, и объясните себе, что вас привлекло. Так вы сможете сформировать общую картину своих интересов и понять, в каком направлении стоит развиваться. Например, вы листали ленту в социальных сетях и остановились на посте, в котором посетитель делился отзывами о посещении выставки. В другой день вы зашли в книжный магазин, и ваш взгляд остановился на книге о художниках. Возможно, вам интересна тема изобразительного искусства и вы хотели бы в нее углубиться.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/850/image/base_0c8b7d0f04.png)
Фокусируйтесь на краткосрочных целях
Долгосрочные цели, безусловно, нужны. Но они часто кажутся чем-то далеким. В случае с краткосрочными целями желаемое вы получаете в разы быстрее. Например, вы хотите свободно говорить на немецком языке, но постоянно откладываете процесс его изучения, ведь та самая мечта реализуется не скоро. Зато при условии регулярных занятий обсудить с
Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.
Иллюстрация: Rewat / Depositphotos.com
Комментарии
Комментировать