Темпы цифрового развития ускоряются — так, в 2022 году специалисты отметили 14-процентный рост рынка IT-услуг. Годом ранее, несмотря на пандемийный кризис, специалисты отметили 14% рост. При этом как минимум треть российских компаний сталкиваются со сложностями в поиске IT-специалистов. Кадровый голод в этой сфере не утихает, и многие компании запустили программы корпоративного обучения: некоторых специалистов проще вырастить внутри, чем искать на внешних ресурсах.
О том, как компании решают проблему дефицита кадров с помощью корпоративного обучения и почему повышение квалификации может стать вашим конкурентным преимуществом на перегретом IT-рынке труда, рассказал Михаил Грибов, управляющий партнер ГК IT Expert.

Михаил Грибов
Управляющий партнер ГК IT Expert. За 20 лет компания провела обучение более 35 000 специалистов и руководителей в рамках сертификационных и авторских курсов.

Что дает корпоративное обучение
В первую очередь — квалифицированные кадры. Половина российских компаний отмечают недостаток IT-сотрудников нужного профиля, а 44% жалуются на низкую квалификацию кандидатов. Рассчитывать на то, что ситуация изменится, не приходится: согласно исследованию АПКИТ, общая годовая потребность в высококвалифицированных кадрах к 2024 году увеличится на четверть и составит 290–300 тысяч человек в год.
Так что сейчас рынок IT-специалистов — это рынок кандидата. Компании конкурируют за персонал. Кроме высокой зарплаты, предлагают расширенный соцпакет, гибридный или удаленный формат работы. А еще (что очень важно для кандидатов) — возможность корпоративного обучения.
Технологии развиваются стремительно. По оценкам Strategy Partners, к 2025 году поменяется 40% требований к компетенциям сотрудников, в том числе IT-специалистов. Технологическую трансформацию не остановить, поэтому большинство профессионалов вынуждены будут пройти переквалификацию, 15% рискуют потерять работу, 6% — и вовсе сменить сферу деятельности.
Благодаря корпоративному обучению сотрудники актуализируют знания и навыки, а компания получает нужных специалистов, не выходя во внешний найм.
Опыт российских и зарубежных компаний
Российские IT-гиганты и
Чем корпоративные программы отличаются от коммерческих вроде Skillbox или «Нетологии»:
они бесплатны для учеников;
большой конкурс;
не подходят новичкам — некоторые программы (например, «Финтех Мидл» Тинькоффа или «Школа информационной безопасности» Яндекса) больше ориентированы на
мидл-специалистов , чем на джуниоров;обучение ведется в рамках реальных проектов компании, преподавать могут ее сотрудники;
лучших учеников приглашают на оплачиваемую стажировку или в штат.
Корпоративное обучение набирает обороты не только в IT. Например, осенью 2021 года Amazon предложила оплатить обучение работникам, которые захотят получить степень бакалавра в колледжах и университетах. Компания возьмет на себя расходы на книги и учебу в течение четырех лет для своих почасовых сотрудников, если они проработали более трех месяцев. А летом 2021 года о программах по бесплатному обучению в колледже для сотрудников объявили две крупнейшие розничные сети США: Walmart и Target.
Стоит отметить, что значимость корпоративного обучения внутри компании может быть разной. Чем ниже позиция сотрудника, тем важнее возможности, которые работодатель предлагает для профессионального развития и обучения. Только 32% специалистов с опытом от 5 лет отмечают, что корпоративное обучение существенно влияет на эффективность работы, тогда как среди специалистов начального уровня таких 58%.
IT- и
Как выбрать корпоративный учебный центр
Прежде всего необходимо определиться с целями и задачами, а также — решающий момент — выбрать подходящего подрядчика. Важно, чтобы он специализировался именно на ваших задачах и обладал необходимыми аккредитациями и сертификатами: это гарантия, что вы заплатите за актуальные знания.
Это можно наглядно показать на примере одного из наших курсов. Сейчас самая актуальная версия IT Infrastructure Library (ITIL®) — четвертая. Когда выходит обновление, специалисты сертифицированных учебных центров оперативно проходят переаттестацию, а курсы дополняются и корректируются в соответствии с обновлениями. Ключевые принципы управления услугами и продуктами остаются прежними, но в то же время меняется терминология, обновляются стандарты, появляются новые технологии. Если третья версия строилась на отдельных процессах или функциях, то ITIL® 4 апеллирует к системному подходу, создавая четырехмерную модель управления услугами. Поэтому нет смысла изучать устаревшие практики, да и официальный экзамен на сертификат ITIL® 4 Foundation с ними не сдашь.
Большую роль в выборе подрядчика играет и клиентский портфель. Списка клиентов в подвале сайта недостаточно, лучше, если это будут конкретные кейсы с отзывами менеджеров. Идеально, если среди клиентов учебного центра будут компании из вашего сектора. Например, мы работали и с финансовыми организациями (Сбербанк, Райффайзенбанк, ВТБ 24, Центральный Банк РФ), и с промышленными предприятиями (Казатомпром, Русгидро, Газпром).
Что еще стоит узнать об учебном центре, прежде чем заключить с ним договор?

Какие программы предлагает компания — только типовые или адаптированные тоже?
Учитываются ли особенности аудитории, можно ли адаптировать курс к корпоративным стандартам?
Можно ли включить в состав курса кейс по решению конкретной задачи из повседневной практики компании?
Хотя проблемы с этим встречаются редко, все-таки стоит уточнить, есть ли дистанционное обучение и в каком формате дается обратная связь. И последнее в списке, но не по важности — выходная сертификация. Нужно четко понимать, какой результат вы получите в итоге, какими конкретно знаниями и навыками будут обладать сотрудники, как они применимы в работе и каким международным стандартам соответствуют.
О чем еще важно помнить работодателю
Когда вы выберете подрядчика, дайте ему как можно больше информации — это поможет подобрать подходящую программу. Почему потребовалось корпоративное обучение — в компании произошли какие-то изменения? Или они только планируются? Расскажите о сотрудниках — какой у них опыт, какими задачами они занимаются. Планируете ли вы групповое обучение или хотите сосредоточиться на нескольких нужных специалистах? Поделитесь спецификой отрасли: возможно, для вас потребуется адаптировать учебную программу.
Выделите для сотрудников время на обучение. На очные интенсивы обычно даются отгулы: учеба длится с утра до вечера, и людям совсем не до рабочих задач. Мы, например, сейчас чаще проводим онлайн-обучение. Как правило, это занимает несколько часов в день и растягивается на
Важно, чтобы сотрудник мог погрузиться в обучение, не отвлекаясь на мобильный телефон и электронную почту. Особенно это важно на дистанционных курсах: сначала все идет хорошо, а потом начинаются звонки и рабочие задачи. Человек и работает не в полную силу, и по учебе может упустить что-то важное. А упускать нельзя — весь материал взаимосвязан. Кроме того, на углубленных курсах нужно выполнять домашние задания, которые потом обсуждаются на занятиях. Это тоже время.
Подведем итоги
Повышение квалификации и обучение за счет компании — уже стандартный пункт рабочего оффера в
Кроме того, корпоративное обучение снижает затраты на внешний найм, позволяя растить квалифицированные кадры внутри компании. И, как следствие, снижает текучку. Учитывая, что кадровый голод в перспективе может только усилиться, инвестиции в обучение сегодня могут принести заметные дивиденды компании в будущем.
Комментарии
Комментировать