Темпы цифрового развития ускоряются — так, в 2022 году специалисты отметили 14-процентный рост рынка IT-услуг. Годом ранее, несмотря на пандемийный кризис, специалисты отметили 14% рост. При этом как минимум треть российских компаний сталкиваются со сложностями в поиске IT-специалистов. Кадровый голод в этой сфере не утихает, и многие компании запустили программы корпоративного обучения: некоторых специалистов проще вырастить внутри, чем искать на внешних ресурсах.

О том, как компании решают проблему дефицита кадров с помощью корпоративного обучения и почему повышение квалификации может стать вашим конкурентным преимуществом на перегретом IT-рынке труда, рассказал Михаил Грибов, управляющий партнер ГК IT Expert.

Михаил Грибов

Управляющий партнер ГК IT Expert. За 20 лет компания провела обучение более 35 000 специалистов и руководителей в рамках сертификационных и авторских курсов.

Что дает корпоративное обучение

В первую очередь — квалифицированные кадры. Половина российских компаний отмечают недостаток IT-сотрудников нужного профиля, а 44% жалуются на низкую квалификацию кандидатов. Рассчитывать на то, что ситуация изменится, не приходится: согласно исследованию АПКИТ, общая годовая потребность в высококвалифицированных кадрах к 2024 году увеличится на четверть и составит 290–300 тысяч человек в год.

Так что сейчас рынок IT-специалистов — это рынок кандидата. Компании конкурируют за персонал. Кроме высокой зарплаты, предлагают расширенный соцпакет, гибридный или удаленный формат работы. А еще (что очень важно для кандидатов) — возможность корпоративного обучения.

Технологии развиваются стремительно. По оценкам Strategy Partners, к 2025 году поменяется 40% требований к компетенциям сотрудников, в том числе IT-специалистов. Технологическую трансформацию не остановить, поэтому большинство профессионалов вынуждены будут пройти переквалификацию, 15% рискуют потерять работу, 6% — и вовсе сменить сферу деятельности.

Благодаря корпоративному обучению сотрудники актуализируют знания и навыки, а компания получает нужных специалистов, не выходя во внешний найм.

Опыт российских и зарубежных компаний

Российские IT-гиганты и финтех-компании уже несколько лет активно развивают программы корпоративного обучения. Это «Академия Яндекса», «Тинькофф Образование», School 21 от «Сбера», «Академия аналитиков» Авито, Ozon Masters, «Школа программистов» от HH.ru, «Академия больших данных» Mail.ru group и многие другие. Они растят джуниоров внутри, сотрудничают с ведущими техническими вузами и активно хантят талантливую молодежь.

Чем корпоративные программы отличаются от коммерческих вроде Skillbox или «Нетологии»:

  • они бесплатны для учеников;

  • большой конкурс;

  • не подходят новичкам — некоторые программы (например, «Финтех Мидл» Тинькоффа или «Школа информационной безопасности» Яндекса) больше ориентированы на мидл-специалистов, чем на джуниоров;

  • обучение ведется в рамках реальных проектов компании, преподавать могут ее сотрудники;

  • лучших учеников приглашают на оплачиваемую стажировку или в штат.

Корпоративное обучение набирает обороты не только в IT. Например, осенью 2021 года Amazon предложила оплатить обучение работникам, которые захотят получить степень бакалавра в колледжах и университетах. Компания возьмет на себя расходы на книги и учебу в течение четырех лет для своих почасовых сотрудников, если они проработали более трех месяцев. А летом 2021 года о программах по бесплатному обучению в колледже для сотрудников объявили две крупнейшие розничные сети США: Walmart и Target.

Стоит отметить, что значимость корпоративного обучения внутри компании может быть разной. Чем ниже позиция сотрудника, тем важнее возможности, которые работодатель предлагает для профессионального развития и обучения. Только 32% специалистов с опытом от 5 лет отмечают, что корпоративное обучение существенно влияет на эффективность работы, тогда как среди специалистов начального уровня таких 58%.

IT- и финтех-корпорациям проще — у них уже большой штат специалистов, среди которых можно найти будущих преподавателей и менторов для стажеров. Есть бюджеты на мотивацию, привлечение, организационные кадры. А вот крупному и среднему бизнесу, который не специализируется на IT, гораздо сложнее. Их IT-отделы загружены текущей работой, и запустить полноценную образовательную программу довольно сложно. Да, у собственного учебного центра есть свои преимущества, но это дорого и требует организационных, кадровых и финансовых ресурсов. Поэтому такие компании обращаются к подрядчикам: существует много учебных центров по подготовке и переквалификации.

Как выбрать корпоративный учебный центр

Прежде всего необходимо определиться с целями и задачами, а также — решающий момент — выбрать подходящего подрядчика. Важно, чтобы он специализировался именно на ваших задачах и обладал необходимыми аккредитациями и сертификатами: это гарантия, что вы заплатите за актуальные знания.

Это можно наглядно показать на примере одного из наших курсов. Сейчас самая актуальная версия IT Infrastructure Library (ITIL®) — четвертая. Когда выходит обновление, специалисты сертифицированных учебных центров оперативно проходят переаттестацию, а курсы дополняются и корректируются в соответствии с обновлениями. Ключевые принципы управления услугами и продуктами остаются прежними, но в то же время меняется терминология, обновляются стандарты, появляются новые технологии. Если третья версия строилась на отдельных процессах или функциях, то ITIL® 4 апеллирует к системному подходу, создавая четырехмерную модель управления услугами. Поэтому нет смысла изучать устаревшие практики, да и официальный экзамен на сертификат ITIL® 4 Foundation с ними не сдашь.

Большую роль в выборе подрядчика играет и клиентский портфель. Списка клиентов в подвале сайта недостаточно, лучше, если это будут конкретные кейсы с отзывами менеджеров. Идеально, если среди клиентов учебного центра будут компании из вашего сектора. Например, мы работали и с финансовыми организациями (Сбербанк, Райффайзенбанк, ВТБ 24, Центральный Банк РФ), и с промышленными предприятиями (Казатомпром, Русгидро, Газпром).

Что еще стоит узнать об учебном центре, прежде чем заключить с ним договор?

Какие программы предлагает компания — только типовые или адаптированные тоже?

Учитываются ли особенности аудитории, можно ли адаптировать курс к корпоративным стандартам?

Можно ли включить в состав курса кейс по решению конкретной задачи из повседневной практики компании?

Хотя проблемы с этим встречаются редко, все-таки стоит уточнить, есть ли дистанционное обучение и в каком формате дается обратная связь. И последнее в списке, но не по важности — выходная сертификация. Нужно четко понимать, какой результат вы получите в итоге, какими конкретно знаниями и навыками будут обладать сотрудники, как они применимы в работе и каким международным стандартам соответствуют.

О чем еще важно помнить работодателю

Когда вы выберете подрядчика, дайте ему как можно больше информации — это поможет подобрать подходящую программу. Почему потребовалось корпоративное обучение — в компании произошли какие-то изменения? Или они только планируются? Расскажите о сотрудниках — какой у них опыт, какими задачами они занимаются. Планируете ли вы групповое обучение или хотите сосредоточиться на нескольких нужных специалистах? Поделитесь спецификой отрасли: возможно, для вас потребуется адаптировать учебную программу.

Выделите для сотрудников время на обучение. На очные интенсивы обычно даются отгулы: учеба длится с утра до вечера, и людям совсем не до рабочих задач. Мы, например, сейчас чаще проводим онлайн-обучение. Как правило, это занимает несколько часов в день и растягивается на неделю-полторы.

Важно, чтобы сотрудник мог погрузиться в обучение, не отвлекаясь на мобильный телефон и электронную почту. Особенно это важно на дистанционных курсах: сначала все идет хорошо, а потом начинаются звонки и рабочие задачи. Человек и работает не в полную силу, и по учебе может упустить что-то важное. А упускать нельзя — весь материал взаимосвязан. Кроме того, на углубленных курсах нужно выполнять домашние задания, которые потом обсуждаются на занятиях. Это тоже время.

Подведем итоги

Повышение квалификации и обучение за счет компании — уже стандартный пункт рабочего оффера в IT-корпорациях. Это не только конкурентное преимущество на перегретом рынке труда, но и инвестиции в будущее: налаженные процессы обучения позволяют сотрудникам всегда быть на острие инновационных технологий.

Кроме того, корпоративное обучение снижает затраты на внешний найм, позволяя растить квалифицированные кадры внутри компании. И, как следствие, снижает текучку. Учитывая, что кадровый голод в перспективе может только усилиться, инвестиции в обучение сегодня могут принести заметные дивиденды компании в будущем.