Краудфандинг, или общественное финансирование, в России становится все более популярным способом сбора средств для реализации самых разных начинаний. Если в 2020 году общая сумма сборов на крупнейшей отечественной краудфандинговой платформе Planeta.ru составила 210 млн рублей, то в 2021-м — уже 277 млн.

Это стало важным подспорьем для многих научно-популярных проектов, которым теперь не надо зависеть от милости грантодателей. О том, как эффективнее собрать средства на свою классную просветительскую инициативу, рассказывает Анна Фомина.

Анна Фомина

Cотрудница ИБХ РАН и ассистентка куратора категории «Наука и просвещение» на Planeta.ru

Понятная и посильная цель

В первой же краудфандинговой кампании трудно собрать миллионы. К примеру, классный просветительский проект «Курилка Гутенберга» сперва попробовал собрать 1,5 млн рублей, но в итоге смог дойти лишь до 750 тысяч. Согласно правилам «Планеты», половина суммы — это минимум, который нужно привлечь, чтобы проект считался успешным. В следующий раз, лучше зная свои возможности, они установили цель в 750 тысяч и превзошли ее, собрав более 800 тысяч.

А вот газета «Троицкий вариант — Наука», которая заявила цель в 500 тысяч, собрала в итоге 146% от этой суммы. Редакция одного из самых авторитетных независимых научно-просветительских изданий очень четко объяснила, на что нужны средства. Полмиллиона рублей позволили бы:

  • издавать газету в течение года, не снижая зарплату сотрудникам;

  • привлечь новых людей, чтобы охватить больше областей науки;

  • запустить новые проекты, например публичные дискуссии с участием известных ученых, придерживающихся разных точек зрения;

  • изменить баланс материалов в пользу информативных публикаций о науке из первых рук;

  • обновить дизайн газеты и сайта.

Своя аудитория

Чем больше и активнее ваша аудитория, тем выше шанс достичь цель крауд-кампании. Например, проект «Антропогенез.ру» запускал две кампании, и обе увенчались успехом. Общий сбор составил более 2,7 млн рублей. А стартовавший в День российской науки краудфандинг проекта «Химия — Просто» в первый же день собрал более 20% от общей суммы.

Общий совет: прежде чем запускать сборы, наращивайте количество активных почитателей проекта. Лучше всего, чтобы среди них была платежеспособная аудитория или потенциальные крупные партнеры и спонсоры. Однако даже те, кто поддержит проект только лайком и репостом, очень важны для вашего успеха.

Общественно важная инициатива

Впрочем, в категории «Наука и просвещение» встречаются проекты, создатели которых проводили успешные кампании без сформировавшейся аудитории. Например, проект «Российская наука против COVID-19» собрал почти 3 млн рублей. Многие откликнулись на призыв помочь волонтерам, работающим в «красной зоне», чтобы внести свой вклад в борьбу с пандемией.

Создатели проекта «Всенаука» добиваются того, чтобы как можно больше научно-популярных книг стали доступны для бесплатного скачивания. Первый успешный сбор позволил перечислить издательствам сумму, которая убедила их разрешить бесплатное распространение нескольких десятков научно-популярных книг. В результате число скачиваний перевалило за 5 млн. Если бы люди покупали их за полную стоимость, им пришлось бы потратить более 3 млрд рублей! Эта инициатива настолько понравилась аудитории, что включилось сарафанное радио, а СМИ принялись писать об успехе краудфандинга. Сейчас «Всенаука» завершает второй сбор, и общая сумма обоих уже превышает 3 млн рублей.

План продвижения

Проект издания книжной серии «Гарри Поттер и методы рационального мышления» не только один из рекордсменов российского краудфандинга, собравший больше 11 млн рублей, но и отличный пример успешного продвижения. Собрать такую сумму не удалось бы, если бы о проекте не заговорили. Чтобы рассказать о своей инициативе аудитории, для которой наука — важная часть жизни, авторы нашли ряд подходящих партнеров, среди которых, например, портал N+1 со своим огромным пабликом «Образовач» и канал-миллионник в YouTube под названием SciOne. А с помощью образа Гарри Поттера они достучались до широкой аудитории — о проекте писала, например, «Афиша».

Чем раньше вы договоритесь о партнерствах, тем мощнее будет первый рывок. Но нужно также иметь план публикаций в СМИ, у партнеров, в соцсетях и у инфлюенсеров на оставшееся время кампании, чтобы она не провисала. Это будет еще важнее в том случае, если старт окажется не слишком удачным.

Интересные лоты и оформление страницы проекта

Допустим, человек откуда-то узнал про ваш проект и перешел на его страничку на «Планете». Чтобы он не закрыл ее через 5 секунд, нужно как-то его удержать — и в этом поможет хорошее оформление. Название проекта должно быть кратким и понятным. Заглавная картинка тут важна так же, как обложка книги или фильма на Netflix. Люди любят, когда лоты оформлены в одном стиле, а их описание подробное, но четкое. Например, как в проекте «Все как у зверей: сезон в Австралии», где собранная сумма составила более 400% от начальной цели. Иногда оригинальный лот может стать инфоповодом для СМИ. А еще можно задать вопрос своей аудитории и ориентироваться на ее пожелания.

Коммуникация с аудиторией

Общение с аудиторией — это краеугольный камень крауд-кампании. Для этого можно пользоваться не только соцсетями и email-рассылками, но и функционалом самой «Планеты», добавляя обновления на странице проекта. К примеру, фонд «Эволюция» выпускал в обеих своих кампаниях десятки таких обновлений.

Коммуникацию можно продолжать и после успешного завершения проекта — как минимум до тех пор, пока вы не разошлете все купленные лоты. Но можно и дольше, ведь эти люди — ядро вашего сообщества. В ваших интересах быть с ними на связи. Вдруг вы решите запустить на «Планете» еще один проект?