Недавно эксперты консалтинговой компании Gartner представили отчет, в котором рассказали о десяти главных IT-трендах 2024 года. Как отмечает Барт Виллемсен, вице-президент по аналитике в Gartner, своевременное внедрение инноваций и необходимых технологических инструментов делает бизнес устойчивым, повышает производительность и создает дополнительную ценность для внутренних и внешних стейкхолдеров. Разбираемся, за какими трендами стоит следить, чтобы получить эти преимущества.

Тренд №1. Искусственный интеллект: управление доверием, рисками и безопасностью

Хотя технологии искусственного интеллекта вызывают большой интерес, они несут риски, связанные в том числе с кибербезопасностью. Но, внедряя ИИ-решения, компании не всегда это учитывают. По мнению аналитиков Gartner, исправить ситуацию можно благодаря системе AI TRiSM — расшифровывается как Trust, Risk and Security Management, «Управление доверием, рисками и безопасностью».

Компании, которые используют элементы AI TRiSM, внедряют больше ИИ-решений и получают от них больше ценности, чем те, кто этого не делает. Кроме того, они принимают более эффективные решения, лучше контролируют работу моделей искусственного интеллекта и снижают риски, связанные с кибербезопасностью. Сотрудники таких компаний лучше понимают, как работают ИИ-системы, и больше им доверяют.

Как начать:

  • Создайте команду, которая будет внедрять систему AI TRiSM. Она должна действовать в масштабах всей компании.

  • Разработайте политику использования ИИ и создайте систему, где сможете собирать данные о работе сотрудников с ИИ-решениями.

Тренд № 2. Непрерывное управление рисками

Эксперты Gartner полагают, что в компаниях нужны программы непрерывного управления рисками, которые позволят не просто реагировать на угрозы кибербезопасности, но и предотвращать их. По оценке аналитиков, к 2026 году организации, внедряющие такие программы, сократят количество угроз на две трети. Это произойдет благодаря тому, что:

  • Риски будут оцениваться для конкретных бизнес-проектов и активов, а не для компонентов инфраструктуры.

  • Уязвимые места будут выявляться с точки зрения злоумышленников. Благодаря этому компании смогут эффективнее расставлять приоритеты в области кибербезопасности и тестировать средства контроля.

  • В вопросах кибербезопасности компании будут полагаться не только на цифровые инструменты, но и на осознанные действия сотрудников.

Как начать:

  • Интегрируйте программу непрерывного управления рисками в области кибербезопасности с другими похожими программами. Так вы сможете определять, с какими уязвимостями работать в первую очередь, опираясь на общие приоритеты и ценности бизнеса.

  • Уточняйте приоритеты с помощью автоматизированных методов проверки.

  • Внедряйте методы кибербезопасности в рабочие процессы.

Тренд № 3. Технологии устойчивого развития

Это цифровые решения, связанные с ESG-принципами — экологическим, социальным и корпоративным управлением. Решения в рамках ESG направлены на заботу об окружающей среде и правах человека. Таким образом, технологии устойчивого развития должны снижать негативное воздействие компании на экологию, создавать условия для комфортной работы и развития сотрудников и обеспечивать социальную ответственность бизнеса.

Как начать:

  • Выберите технологии, приоритетные для вашей компании и отрасли, а также направленные на устойчивое развитие. Например, облачные сервисы или искусственный интеллект.

  • Старайтесь использовать их так, чтобы снизить негативное воздействие на окружающую среду.

  • Принимайте решения, учитывая этическую сторону вопроса. Действуйте так, чтобы устойчивое развитие стало ценностью компании.

Тренд № 4. Platform Engineering

Тренд подразумевает, что в компаниях появляются внутренние платформы для разработки цифровых продуктов. Эти платформы поддерживает специальная команда разработчиков, а другие команды используют ее для создания приложений и другого программного обеспечения. Такой подход позволяет запускать новые продукты быстрее, не теряя при этом в качестве и безопасности.

Как начать:

  • Относитесь к платформе как к продукту. Определите, какие функции и инструменты прежде всего нужны вашим разработчикам, и создавайте платформу на основе этой информации.

  • Создайте среду, в которой команда платформы и конечные пользователи смогут обмениваться обратной связью безопасно и продуктивно.

Тренд № 5. Разработка с использованием ИИ

По прогнозам Gartner, к 2028 году 75% разработчиков будут писать код с помощью искусственного интеллекта. Это ускорит процесс, что позволит быстрее достигать бизнес-целей, и откроет новые возможности, например, для тестирования. Кроме того, если написание кода автоматизируется хотя бы частично, у разработчиков освободится время на более сложные и креативные задачи.

Как начать:

  • Сформируйте команду специалистов, которые смогут оценить инструменты генерации кода с использованием ИИ и предложить, как лучше всего их использовать. Внедрите эти инструменты.

  • Выберите цифровые решения, которые позволяют преобразовывать дизайн в код, и предложите их командам разработчиков.

Тренд № 6. Отраслевые облачные платформы

Отраслевые облачные платформы — это решения, специфичные для конкретной отрасли. Вы можете адаптировать их под потребности своей компании. Это позволяет достигать целей и выполнять задачи, для которых недостаточно универсальных облачных платформ. Кроме того, благодаря таким решениям вы сможете более гибко реагировать на изменения в отрасли.

Как начать:

  • Используйте отраслевые облачные платформы, чтобы дополнить другие цифровые решения, а не заменить их.

  • Создайте регламенты использования таких технологий.

Тренд № 7. Умные приложения

Это приложения, дополненные технологиями искусственного интеллекта. По прогнозам Gartner, к 2026 году 30% новых приложений будут опираться на ИИ для создания персонализированных адаптивных интерфейсов. В результате приложения станут более комфортными, а бизнес начнет получать более точные аналитические данные и сможет быстрее и эффективнее адаптировать ПО к потребностям пользователя.

Как начать:

  • Проанализируйте, можно ли интегрировать в ваши приложения ИИ и как сделать это эффективно. Что изменится в результате?

  • Продумайте, как использовать умные приложения в компании, в том числе в средне- и долгосрочной перспективе. Донесите эти идеи до стейкхолдеров.

Тренд № 8. Демократизация генеративного ИИ

Генеративный искусственный интеллект становится все более доступным. Практически все могут создавать с его помощью цифровой контент, получать информацию и осваивать новые навыки. Это делает генеративный ИИ одним из главных трендов десятилетия.

Технология позволяет автоматизировать множество задач, благодаря чему вырастет производительность и снизятся затраты на рутину. Кроме того, нейросети могут изменить рабочие процессы практически на всех предприятиях, а также заставят пересмотреть требования к компетенциям сотрудников.

Как начать:

  • Определите, как использовать генеративный ИИ, чтобы это принесло максимальную ценность бизнесу.

  • Внедряйте изменения, ставя во главу угла развитие и благополучие сотрудников. Показывайте, что они могут использовать такие технологии, не опасаясь за свое рабочее место.

Тренд № 9. Интеллектуальная поддержка сотрудников

Цифровые инструменты позволяют не только оптимизировать процессы. С их помощью можно развивать сотрудников и создавать для них более комфортные условия. Например, вы можете быстрее адаптировать новичков, определять, какие навыки нужно развить, и научить сотрудников справляться с более сложными задачами.

Как начать:

  • Развивайте неопытных сотрудников, работающих с трудными задачами.

  • Вместе с руководителями из разных направлений определите, в какие команды стоит вкладываться прежде всего и каких результатов вы от этого ждете.

  • Внедряйте технологии искусственного интеллекта в повседневный опыт сотрудников.

Тренд № 10. Машинные клиенты

Машинные клиенты — это цифровые продукты, которые могут покупать товары и услуги в заданных человеком рамках. По прогнозам Gartner, к 2028 году появится 15 млрд таких продуктов, и задуматься о выходе на этот рынок стоит уже сейчас.

Как начать:

  • Изучите потребности целевой аудитории и подумайте, в каких сценариях машинные клиенты могли бы помочь потребителям.

  • Начните разрабатывать инфраструктуру, необходимую для обслуживания машинных клиентов.