Попасть в «волшебный мир IT, где у всех большие зарплаты» мечтают многие. Однако начинающим найти работу в IT-сфере нелегко. Большинство компаний предпочитают заплатить побольше, но нанять опытного специалиста с серьезным портфолио. Как новичку привлечь внимание работодателей и получить свою первую работу в IT, рассказала Диана Дмитриева, карьерный консультант Skypro.

Диана Дмитриева

Карьерный консультант Skypro

Нарабатываем опыт на стажировках

Стажировка — довольно частая история в IT-сфере, особенно для разработчиков. Она позволяет компании понять, подходит ли ей новичок, имеет ли смысл вкладываться в него дальше, ставить ему более серьезные задачи.

Главная задача любого стажера — заинтересовать компанию в своих услугах и стать ее сотрудником. Понятно, что даже идеально пройденная стажировка не гарантирует места в штате; ситуации бывают всякие.

В любом случае стажировка — это как минимум хороший новый опыт, который пригодится для резюме. Можно будет рассказать, чему вы научились во время стажировки, какие новые для себя инструменты освоили, в каких проектах приняли участие. Даже если вы делали самую базовую работу, все равно можно говорить, что вы «участвовали в проекте».

Рассказываем о себе в резюме

В составлении резюме нет какого-то «волшебного способа», благодаря которому оно всегда будет эффективно. Даже у идеального резюме эффективность составит примерно 80%. Нюансов здесь много, так как все очень индивидуально. Но есть ряд универсальных моментов, которые нужно указать в любом случае.

  • Опыт и достижения на предыдущих местах работы за последние 5–10 лет. Начните описание опыта с того, что лучше всего подходит под конкретную вакансию.

  • Сфера деятельности на предыдущих местах работы. Например, если вы работали на производстве, вас может заметить производственная компания, которой требуется айтишник.

  • Профессиональные навыки, необходимые на выбранной позиции.

  • Классная фотография. Резюме с хорошими фото в стиле «деловой портрет» просматриваются примерно в 1,5 раза чаще, чем остальные.

  • Soft skills. Перечислите их и раскройте, что это значит. Это особенно важно для соискателей без релевантного опыта. Просто написать «коммуникабельный», «исполнительный», «пунктуальный» уже нельзя: этим никого не привлечешь. Нужно объяснить, как проявляются на практике все перечисленные качества.

Написать отдельное резюме под каждую вакансию почти невозможно: это слишком трудозатратно. Поэтому при составлении резюме ориентируйтесь на ту позицию, которая для вас в приоритете. А чтобы подстроиться под каждое объявление о поиске сотрудника, пишите сопроводительные письма. Если компания вам очень нравится, будет хорошим решением скорректировать резюме под ее вакансию.

Задействуем все каналы поиска

Крупные сайты-агрегаторы позволяют оценить ситуацию на рынке труда. По ним можно увидеть, какие именно специалисты и на каких позициях сейчас востребованы. Другой вопрос, что такие сайты не очень хороши для коммуникации. Там настоящая толкучка из соискателей, и сделать так, чтобы работодатель открыл именно ваше резюме, очень сложно. Поэтому я советую отправлять резюме и сопроводительное письмо на почту компании/ее HR-специалиста или через соцсети, звонить по телефону, писать в мессенджеры. Словом, использовать все возможности, чтобы вас заметили.

Сейчас рынок поиска работы взорвали телеграм-каналы. Их огромный плюс в том, что они облегчают взаимодействие с работодателем. Вы пишете ему не через личный кабинет, а напрямую на почту или в мессенджер. Я рекомендую подписываться на каналы конкретно по IT-тематике. Это могут быть как «общие» IT-каналы, так и по отдельным специальностям. Например, есть каналы по QA или аналитике данных. Их стоит регулярно мониторить.

Еще один важный канал поиска — профессиональные сообщества и IT-форумы, например Geekjob. Там тоже часто публикуются вакансии. И, конечно, не стоит забывать о нетворкинге. Пройдитесь по знакомым и спросите у них, что слышно и видно по интересующему вас направлению.

Помимо резюме, имеет смысл сделать портфолио. Если показать пока особо нечего, включите в него учебные проекты. Так вы продемонстрируете, что уже умеете делать. На каждый такой проект должна вести ссылка. Понятно, что учебный проект — это не совсем «по-настоящему». Но он покажет работодателю, что вы умеете пользоваться тем или иным инструментом на практике.

Нелишним будет собрать информацию о компании, в которую вы собираетесь отправить резюме. Так вы сможете понять, стоит ли вообще с ней связываться, а еще написать в сопроводительном письме, чем именно вас привлекает эта компания. Например, интересным продуктом, корпоративной культурой, направлением деятельности, историей развития или чем-то другим.

Желательно изучить не только сайт или соцсети компании: будет плюсом, если вы почитаете или послушаете интервью ее топ-менеджеров. Так вы поймете, какие здесь ценности, каких сотрудников хотят видеть. И если у вас есть качества или навыки, важные именно для этого работодателя, вы сможете включить их в резюме или в сопроводительное письмо.

Проходим собеседование

Тестовые задания при приеме на работу IT-специалиста — обычная история. Их могут дать как до собеседования, так и после. Некоторые компании предлагают выполнить такое задание прямо во время интервью.

Основной совет: чтобы понравиться на собеседовании, подготовьтесь к нему. Проработайте ответы на вопросы, которые чаще всего задают: «Почему вы уволились?», «Какую работу вы хотите найти?», «Почему выбрали именно эту профессию?» В первую очередь продумайте свою презентацию — по сути, это рассказ о вашем предыдущем опыте. Скорее всего, вас спросят о достижениях на прошлых местах работы. Нужно уметь объяснить, каким был ваш вклад в успех команды.

Очень важно и то, с каким настроем кандидат идет на собеседование. Приходите «на позитиве», с желанием интересно рассказать о себе и услышать что-то новое и полезное для себя.

Возможно, человек хорошо разбирается в профессии, но при этом он вялый и неинтересный в общении. А бывает и наоборот: кандидат чего-то не знает, но горит желанием научиться всему, что необходимо для успешной работы. Это всегда вызывает симпатию и добавляет плюсов в глазах работодателя.

Топ-5 лайфхаков

Проявляйте активность

Нужно очень много и часто откликаться на вакансии, отправлять десятки и сотни писем с резюме. Начинающему специалисту приходится делать очень многое, чтобы его заметили.

Ищите вакансии в разных источниках

И это не только hh.ru или другие подобные сайты. Следите за информацией в профессиональных сообществах, соцсетях, телеграм-каналах. Конечно, не стоит забывать и про нетворкинг. Чем больше каналов, тем больше собеседований и предложений о работе.

Правильно составьте резюме

Его нужно готовить прицельно под ту позицию, на которую вы заявляетесь. Например, если это позиция джуниора, желательно знать, чего требуют от специалиста в такого рода вакансиях, и отразить в резюме именно эти навыки. Каждый указанный навык приближает кандидата к желаемой позиции.

Само собой, резюме должно быть четкое, ясное, аккуратное, хорошо упакованное с точки зрения визуала. Там должно быть нормальное фото, корректное и подробное описание soft skills. Все это звучит банально, но далеко не каждое резюме соответствует этим простым требованиям.

Подготовьте сопроводительное письмо

В небольшом письме, которое прикладывают к резюме, нужно еще раз подчеркнуть, что вас связывает с вакансией. Обязательно напишите о своей мотивации работать именно в этой компании. Сопроводительное письмо позволяет выделиться среди массы других кандидатов. Большинство из них никак не показывают, что проанализировали вакансию, и не отображают интерес к конкретному работодателю.

Подготовьтесь к собеседованию

Важно подчеркнуть свои сильные стороны и сгладить слабые, чтобы они не были критичными на данной позиции. Если речь идет о профессиональных умениях и навыках (hard skills), не мешает повторить то, что знаете, потренироваться на каких-то практических задачах. Самое важное — показать, что вы понимаете, как работают те или иные инструменты.