За последние 10 лет рынок труда в сфере культуры значительно вырос: появились новые музеи, культурные центры и арт-кластеры ; существовавшие институции готовятся к открытию филиалов или, как минимум, создают новые направления. В числе прочего это привело к росту спроса на пока непривычных для институций специалистов негуманитарного профиля и на квалифицированных работников самых разных специализаций. Однако в сфере культуры продолжают встречаться анахронизмы. Институции по-прежнему эксплуатируют миф «о служении искусству» как мотивацию для работников, информация о размере оплаты труда все еще остается непубличной, а музеи (прежде всего государственные) предпочитают работать со специалистами с профильным образованием. Эксперты от Garage Academy размышляют о ключевых проблемах культурной индустрии в России и прогнозируют возможные пути для их решения.
Основные проблемы культурной индустрии
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/852/image/base_ad073b7700.png)
Неактуальность программ высшего образования
Важнейшая проблема, связанная не только с самой сферой культуры, но и с университетами, обучающими ее будущих работников. Большая часть программ редко направлена на формирование практических навыков у слушателей и их профессиональную интеграцию. Программы стажировок не включены в учебный план или носят формальный характер, а музеи воспринимаются исключительно как площадка для проведения семинаров по описанию и анализу памятников. В результате вчерашние выпускники часто не понимают, как в действительности функционируют учреждения культуры, и, следовательно, не обладают опытом и компетенциями, необходимыми для успешного трудоустройства.
Более того, часть российских программ магистратуры и дополнительного образования в сфере культуры и искусства требует от своих будущих слушателей наличие профильного образования в качестве пререквизита на этапе поступления. Очевидно, это сокращает возможности для смены карьерной траектории и ведет к большему кадровому обособлению (а значит — стагнации) культурной индустрии.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/853/image/base_f458f1eedf.png)
Профессии в тени, или отсутствие PR-стратегии у институций
Один из самых распространенных стереотипов об образовании в сфере искусства гласит, что на искусствоведческих программах учат будущих смотрителей и экскурсоводов. А если не их, то кураторов. Удивительно, но подобное искажение очень точно отражает еще одну проблему, с которой сталкивается культурная индустрия: неумение музеев и других культурных проектов рассказывать о себе, своей «внутренней кухне» и команде. Все музейные интервью дают либо директор, либо директор и главный куратор (иногда — руководитель наиболее публичного и активно развивающегося программного направления). В тени остается профессия музейного менеджера (координатора, продюсера или, что чаще встречается в номенклатуре государственных музеев, младшего научного сотрудника), который участвует в реализации всех происходящих в институции событий: от выставки до новогодней елки в цикле мероприятий публичной программы. И если работа сотрудников, встречающих посетителя непосредственно в залах институции (front desk), безусловно заметна, то фандрайзеры, специалисты по инклюзии и работе с аудиторией, хранители коллекций и архивов, пиарщики, SMMщики как будто бы сокрыты от глаз в невидимом чулане.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/062/341/image/base_733bf4f565.jpg)
Отсутствие публичной репрезентации этих специалистов, с одной стороны, способствует обесцениванию их труда и, с другой, препятствует притоку новых — и необходимых современным институциям — кадров из разных отраслей экономики. В государственных музеях эта ситуация усугубляется наличием штатного расписания, жестко регламентирующего вопрос найма. Как результат, позиция менеджера выставочного проекта или лектория замещается должностью научного сотрудника, а потенциальным работником скорее станет историк искусства, не умеющий работать с Excel, чем project-менеджер, решивший уйти из бизнеса в культуру.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/862/image/base_67f3f0b14e.png)
Размытость кадровой политики институций
Становится очевидно, что профессионально интегрироваться в сферу культуры достаточно непросто. Однако даже наличие профильного образования и попадание в штат институции не становится залогом успешной карьеры из-за размытости кадровой политики культурных учреждений.
В большинстве российских музеев по-прежнему нет позиции HR-специалиста, не существует регламентированного порядка продвижения по карьерной лестнице или хотя бы прообраза кадровой политики. Иными словами, миф о том, что в музей можно прийти младшим научным сотрудником, отработать несколько десятков лет и в этом же статусе уйти, в некоторых институциях продолжает существовать как устойчивая практика. Разумеется, это не способствует росту интереса к музею как к потенциальному месту работы и, опять же, тормозит развитие отрасли.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Как попасть в культурную индустрию
Несмотря на названные трудности, не стоит отказываться от настроя работать и профессионально развиваться в культуре. Ниже несколько рекомендаций, которые, возможно, могут оказаться полезными для молодых специалистов:
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/062/339/image/base_53fd2feeb3.jpg)
Если вы уже являетесь действующим сотрудником учреждения культуры, то можно предпринимать последовательные попытки развития кадровой политики: внимательно работать над своей должностной инструкцией и предлагать ее системные обновления на уровне команд, развивать прозрачные стратегии поиска новых сотрудников (например, пользуясь личными социальными сетями для распространения информации об открытых вакансиях).
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/062/340/image/base_8d2cd94f71.jpg)
Продолжать образование за пределами университетских стен, выстраивая собственное профессиональное развитие со всей ответственностью. Например, при отсутствии необходимых знаний и навыков предлагать руководству институции поддержать ваше желание развиваться. Обучение или перепрофилирование на актуальных программах различных образовательных проектов, например, в Garage Academy может стать и способом развития профессиональных связей.
Garage Academy объединяет образовательную деятельность Музея современного искусства «Гараж» — на стыке искусства и академической науки. В партнерстве с Высшей школой экономики Garage Academy реализует несколько проектов: магистерскую программу «Практики кураторства в современном искусстве», майнор «Современное искусство: введение в историю и
Комментарии
Комментировать