Все мы так или иначе сталкиваемся с необходимостью создать и описать персонажа: когда рассказываем истории, когда готовим пересказ по литературе, когда сочиняем на ходу детскую сказку, играем в «Мафию». Тем более этот навык может пригодиться вам, если вы решите написать историю или целую книгу. Делимся с вами полезными советами, чтобы герои не были картонными.

Как создаются персонажи

Профессиональные сторителлеры и нарративные дизайнеры отмечают несколько способов создать персонажа. Одни начинают от самой истории, когда в голове сначала рождается сюжет, например, об истории борьбы добра со злом где-нибудь в далекой-далекой галактике или в школе магии и колдовства. Можно создать героя, который будет максимально собран и готов к такой борьбе, это будет настоящий профессионал, у которого все на первый взгляд схвачено, но ему постоянно не везет, или его окружение против него. А может быть, герой будет полной противоположностью того, что от него ждут: неподготовленный, не знающий о своем предназначении или избегающий его.

А иногда с самого героя начинается история, когда автор улавливает основные черты своего будущего персонажа и придумывает, в какие обстоятельства его поместить. Например, возьмем угрюмого и нелюдимого бойца и поставим его нянчить ребенка или собаку и отправим их в путешествие.

Но если герой будет определяться базовым набором характеристик, таких как рост/вес/цвет волос, будет обладать одной контрольной фразой и одной суперспособностью и безусловно следовать по своей сюжетной линии, наблюдать за ним будет трудно. Хороший сюжет требует качественных персонажей, чтобы читатель, зритель или слушатель мог представить их как живых людей.

«Картонный персонаж — это герой, который действует как кукла или программа, он движется по сюжету из точки А в точку Б, потому что так хочет автор.

Тут очень трудно дать какой-то один рецепт, который будет работать для всех. Чаще всего я призываю писателей взять героев своих любимых книг и разобрать их по косточкам уже не как читатель, а как автор: что именно делает этих героев выпуклыми и яркими? Какие черты? Какие элементы в описании?

Для того чтобы ваш герой получился объемным, вы должны понимать, как он мыслит. Не нужно писать в лоб: „Она была умна“, — читатель должен сам разглядеть ее ум. Наверное, остановлюсь только на паре пунктов, по которым можно пробежаться, чтобы убедиться, что герой получился не плоским.

  • Мотивация
    Понимаете ли вы все поступки персонажа, почему он действует так или иначе? Какова финальная цель вашего персонажа в книге? Что ему мешает ее добиться? Иногда вижу, как главные герои кидаются в магический квест, просто потому что. Так не работает. Что заставляет персонажа отказаться от комфорта и изменить свою жизнь? Чего он хочет достичь?

  • Прошлое
    У каждого человека есть прошлое (ух ты), которое влияет на его настоящее. Как события из прошлого вашего героя отразились на нем? Например, если герой в раннем возрасте потерял родителей и жил со злобными тетей и дядей — каким он вырастет? Может быть, озлобленным и недоверчивым, самостоятельным, одиночкой? Или, напротив, будет видеть родительские фигуры в каждом встречном? Как он будет говорить? Какие решения принимать?

  • Речевые и внешние характеристики
    Самая раздражающая тенденция — когда персонажа описывают по цвету волос — лица — глаз. Выберите одну, самую выдающуюся, черту героя и пляшите от нее: огромные зубы, торчащие уши, залысины, большие красивые губы, ямочки на щеках… Эта черта отделит его от остальных.

Как я уже писала: внимательно следите за речью героя. Профессор не будет говорить как деревенский парнишка, а герцогиня — как цветочница», — рассказывает Анастасия Максимова (также известная под псевдонимом Уна Харт), автор дилогии «Троллий Пик» и романа «Когда запоют мертвецы», а также литературный агент.

Для написания героев существует масса опросников и анкет, которые автор может заполнять как бы от лица своих персонажей. Они могут достигать нескольких листов, и суммарное описание героев порой даже превышает само описание сюжета. Для многих, даже профессиональных, авторов этап создания героев становится одним из самых сложных: сначала они создают целый том с описанием героя, а затем теряются и не знают, как о нем рассказать так, чтобы и зритель/читатель воспринял его с таким же вниманием и любовью.

Актуальные статьи и подборки в вашем смартфоне. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте все материалы, которые выходят на нашем сайте.

Несколько способов облегчить себе жизнь

Для того чтобы понять, как дела у вашего героя, не скучный ли он и вообще вписывается ли он в вашу историю, не обязательно писать миллионы страниц текста. Есть несколько способов, которыми пользуются писатели и сценаристы, когда проверяют жизнеспособность своих персонажей.

Пригласите ее/его на свидание

Представьте, что вы отправляетесь со своим героем на свидание. Было бы вам комфортно с ним/с ней сидеть в баре или в милом кафе с бельгийскими вафельками? Может, ваш герой/героиня испортила бы свидание своей неуклюжестью — или, наоборот, вам вдвоем было бы комфортно есть те самые уничтожающие романтику бургеры, которые выстреливают свое содержимое в соседа после первого укуса?

Интересный факт: создатели игры Devil May Cry 1 при разработке персонажа Данте подготовили много концепций персонажа, но отказались от них, решив, что главный герой должен описываться одной фразой — «Игроки должны захотеть выпить с ним в баре». Такое минимальное ТЗ позволило создать одного из самых узнаваемых мужских персонажей.

Дайте ему/ей работу

У главного героя уже два тома биографии, но вы до сих пор не знаете, как это многострадальное чудо с сотней суперспособностей поможет вашему сюжету? Предложите герою пойти на работу! Еще один из приемов, который вам поможет, — опишите задачу, которую герой решает в сюжете, как вакансию.

Например: «Разыскивается умная и начитанная девушка для проживания в загородном замке в течение года с целью разрушения проклятия. Опыт аналогичной работы не требуется, высшее образование не требуется. Любовь к животным обязательна (особенно к чудовищам крупных пород». Тут вы сразу поймете, как раскрыть героя через сюжет и где его путь к цели может оказаться достаточно тернистым, чтобы читателю стало интересно. Можете попробовать поэкспериментировать с форматом и написать похожее объявление для сайта знакомств, как будто герои ищут любовь там сами, а не по воле автора.

Задайте ему вопросы

В качестве костыля автор может использовать опросник «36 вопросов, чтобы влюбиться» — он помогает сформировать образ мышления героя по основным вопросам, которые могут тронуть читателя. Но есть и другие способы: например, найдите ответ на вопрос, что герой одновременно любит, ненавидит и боится.

Таких приемов много — для кого-то они становятся настоящей палочкой-выручалочкой, например если вы пишете сценарий для игры с несколькими вариантами развития событий или создаете персонажа для DND. Но слишком усердствовать тоже не стоит.

«Я ужасно не люблю краш-тесты в духе „своди персонажа на свидание“, то есть попытки впихнуть героя в чужой для него контекст. Персонажа лучше помещать в тот сеттинг, в котором он реально может оказаться, а не придумывать ему обстановку, в которой он никогда не окажется. Это прием, который хорош для фанфиков, но для реальной рукописи в его эффективность я не верю.

Чтобы испытать, насколько герой получился живым, можно прибегнуть к чисто техническим приемам. Например, оценить его речевые характеристики. Больное место многих авторов — диалоги. Когда все персонажи говорят одинаково. Чтобы проверить, есть у вас такая проблема или нет, есть одно простое упражнение. Напишите новый эпизод, скройте пояснения в духе „сказал А“ или „подумал Б“ и покажите вашему бета-ридеру: сможет ли он без комментариев понять, кто говорит?» — советует Анастасия Максимова.

Еще один способ сделать персонажа интереснее — это создать его с учетом интересов аудитории. В фильме «Рапунцель. Запутанная история» создатели персонажа Флинна Райдера для работы над героем провели опрос среди женской аудитории и создали внешность героя с учетом самых популярных предпочтений зрительниц. Но слишком увлекаться этим методом не стоит, а то ваш персонаж станет слишком идеальным и превратится в Марти или Мэри Сью — так называют клишированного героя. Например, Мэри Сью — это героиня, которую можно описать как «простая школьница Мария Луиза Альбертина Галадриэль Томпсон, поступившая в подмосковную школу после развода родителей, она очень неуклюжа, постоянно спотыкается, но может зубами поймать брошенный в нее нож, а в полете ее сиреневые волосы натурального цвета будут развеваться, как флаг на корабле, которым она управляла в прошлой жизни».

«Самая частая ошибка у начинающих авторов — когда они делают главную героиню Мэри Сью. Этакой идеальной особой: красивой, образованной, остроумной… Она обязательно наследница состояния или избранная, у нее есть скрытые магические таланты, и вообще неясно, почему она не побеждает врагов одной левой и всех не спасает. Я всегда думала, что Мэри Сью исчезла вслед за первыми фанфиками, но нет, живее всех живых!

Другая распространенная ошибка — когда авторы настолько любят своих героев, что оберегают их от всех возможных конфликтов и испытаний. Хорошая история — полная противоположность такого подхода, она про рост и развитие героя, про их слом и восстановление.

Очень важно помнить, что главный герой — это тот, кто рискует больше всех, у кого на кону стоит все. Никому не будет интересна история о том, как миллиардер может потерять миллион: всем без разницы. А вот история о том, как миллиардер может стать бездомным и лишиться семьи — уже совсем другое дело. Заставляйте ваших персонажей страдать», — рассказывает Анастасия Максимова.

Поэтому, если вы хотите написать идеального героя, сделайте его не слишком идеальным. Пусть у него будут не самые правильные убеждения или зубодробительное упрямство — важно, чтобы с этими чертами герой мог развиваться в течение сюжета.