Пандемия и связанные с ней кризисы показали, что строить долгосрочные планы становится все сложнее: мир меняется слишком быстро. Многие люди начинают по-новому относиться к жизни: они отказываются жертвовать тем, что можно получить прямо сейчас, ради счастливого будущего. Такой подход получил название YOLO. Разбираемся, что это и как меняет мир.

Что такое YOLO

Термином YOLO (от англ. you only live once, «живем только раз») называют стремление получить желаемое прямо сейчас, даже если в будущем это принесет больше пользы или удовольствия. YOLO-мышление может проявляться во всех сферах жизни — от работы до досуга. Пойти в кафе или поесть дома, а деньги отложить на ремонт? Если вы человек YOLO, кафе, конечно, победит.

Аббревиатура стала популярной в конце 2011 года после того, как рэпер Дрейк упомянул ее в тексте сингла «The Motto». В 2012 году в соцсетях завирусился хэштег #YOLO — правда, тогда его связывали скорее с неоправданным риском. Сегодня это что-то вроде жизненной философии, особенно распространенной среди миллениалов и зумеров. Они уходят с работы, которая им не нравится; заботятся о себе; проводят время с семьей и друзьями — в общем, стараются жить полной жизнью.

YOLO-экономика

YOLO-мышление существенно влияет на экономику и рынок труда. Особенно заметно это стало после пандемии: люди поняли, что возможности, которые есть сегодня, завтра могут легко исчезнуть, — а значит, надо ловить момент. Одни решают уволиться со стабильной работы и открыть свое дело. Другие уходят на фриланс, чтобы работать по гибкому графику и проводить больше времени с близкими. Третьи пытаются найти себя в творчестве. Как правило, все это касается специалистов с востребованными навыками, которые знают, что смогут устроиться на новую работу, если захотят. Работодатели при этом стараются удержать талантливых сотрудников, предлагая более комфортные условия труда.

Другая сторона YOLO-экономики связана с управлением финансами. Миллениалы все больше стремятся тратить деньги, а не откладывать на будущее. Это проявляется и в инвестициях: многим кажется, что разумнее получить удовольствие от вырученных средств сегодня, чем реинвестировать их и, возможно, потерять. Кроме того, на управление финансами влияют социальные сети: пытаясь угнаться за трендами, люди нередко влезают в долги и тратят деньги, которых у них нет. Зато есть страх упущенных возможностей, который подталкивает к дополнительным и не всегда необходимым расходам.

Плюсы и минусы YOLO

YOLO-принцип хорош тем, что помогает избавиться от синдрома отложенной жизни. Вы начинаете ценить момент, получаете новые впечатления, чувствуете себя счастливым — по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Кроме того, с YOLO-мышлением становится легче адаптироваться к переменам, если вы предполагаете, что они изменят вашу жизнь к лучшему.

С другой стороны, в некоторых моментах такой подход может скорее навредить. Отказываться от долгосрочного планирования совсем — значит затормозить свое развитие. Это может помешать завести семью, построить бизнес, да и просто стабильно выполнять повседневные обязанности. А еще есть финансовые риски, игнорировать которые не получится.

Можно ли тогда жить полной жизнью и одновременно заботиться о будущем? Да, если подходить к удовольствиям осознанно. Мы чувствуем себя счастливыми, когда живем в соответствии со своими ценностями, а это не всегда требует риска. Кроме того, вам может понравиться принцип JOMO — умение радоваться упущенным возможностям и осознавать свои истинные желания.