Наука не стоит на месте: ученые придумали, как печатать ткани и целые органы на 3D-принтере, проводятся успешные эксперименты по клонированию, уже усовершенствовали геном живого существа. Но стоит этим открытиям стать ближе к реализации, откуда-то берется возмущенный вой и крики «это неэтично!» Разбираемся, зачем вообще в медицине и биологии нужна этика и почему людей до сих пор не клонируют.

Что такое биоэтика?

Биоэтика — это область философского знания, направленная на анализ, изучение и решение этических проблем, возникающих как побочный продукт развития медицины, биологии и химии. Термин появился в 70-х годах прошлого века, тогда же был разработан первый пул ценностей, которые защищает биоэтика: защита жизни и здоровья пациентов (и врачей), защита личности.

Необходимость в такой защите людей от достижений науки мир ощутил в полной мере в середине и второй половине прошлого века. Тогда были совершены открытия, создавшие облик современной медицины: был расшифрован геном, изучена жизнь клеток и механизмы их образования, разрабатывались первые лекарства для лечения сложных болезней, ранее считавшихся смертельными. В то же время на примере военных преступлений в Третьем Рейхе человечество увидело, как эти достижения могут использоваться во вред людям: массовые эвтаназии, медицинские стерилизации, испытания препаратов на людях. Наука дала людям возможность решать, кто может жить, кто имеет право иметь детей и так далее. В краткосрочном периоде эта демонстрация научной мощи выглядела как исполнение высших целей, но в долгосрочном периоде это нарушение законов природы грозило разрушительными последствиями.

За пределами событий Второй мировой войны человечество также сталкивалось с проблемой неконтролируемых последствий прогресса в области медицины, их ярко описывает Солженицын в романе «Раковый корпус», когда пациенты, подвергавшиеся лучевой терапии и победившие рак, обнаруживали последствия такого метода лечения — лучевые осложнения. Только открытый метод широко применялся не только в СССР, но и за его пределами, он показывал высокую эффективность и был неинвазивным (то есть никого не нужно было резать), но в долгосрочном периоде врачи столкнулись с ухудшением состояния пациентов и были вынуждены пересматривать методологию в области лечения онкологических заболеваний. Возникает вопрос: а нужно ли было вообще применять метод, безопасность которого не была доказана в долгосрочном периоде? И, если нет, то неужели стоило оставить тысячи пациентов страдать и умирать от рака? В краткосрочном периоде цель оправдала средства, в долгосрочном — потребовались дополнительные практики, которые помогли бы разобраться с последствиями такого метода лечения.

Но биоэтика касается не только людей. Также эта область знания занимается защитой животных, в частности, их использованием для клинических испытаний препаратов, для экспериментов и трансплантаций.

Ключевые проблемы биоэтики

Сегодня в область ведения биоэтики входят более 100 медицинских и биологических практик, так или иначе заставляющих задумываться: «А правильно ли это?» Некоторые практики нарушают религиозные законы, что существенно для государств, в которых священные тексты по силе своего влияния близки к законодательным актам. Некоторые практики или крайне редки, или еще недостаточно адаптированы под современные реалии и непонятны большинству людей. Вот несколько примеров:

Эвтаназия

Еще эту практику называют ассистированным суицидом, который, как правило, заключается в том, что врач дает пациенту (по его просьбе) летальную дозу медикамента. Во многих странах помощь в совершении суицида является уголовным преступлением и нарушением медицинской этики, но в последние годы некоторые законодательства (такие как Австралия или Нидерланды) сделали послабления, снимающие ответственность с врачей за проведение эвтаназии. В большинстве стран, где эвтаназия легализована, составлен жесткий перечень критериев, по которому пациенту может быть разрешена подобная практика: наличие неизлечимого заболевания, сохранение здравого ума, к тому же пациент должен сам заявить о желании умереть. Также есть обязательные требования для врачей, такие как стаж работы и уровень квалификации, позволяющие им проводить ассистированный суицид.

Почему этим занимается биоэтика?
Помощь человеку в добровольном лишении себя жизни противоречит медицинской этике, Женевской декларации, а также, по мнению профессионального сообщества, эвтаназия (ничем не сдерживаемая) может довольно быстро начать распространяться на другие социальные группы, не только на пациентов с неизлечимыми заболеваниями, но и на людей с инвалидностью или принадлежащих к любой группе меньшинств. То есть, став распространенным инструментом, эвтаназия может стереть с лица планеты любого человека, который в какой-то момент решит, что недостоин жить.

Клонирование

Практика, которая уже использовалась в микробиологии и селекции и которую пророчат медицине. Заключается в выращивании эмбриона, чей генотип полностью повторяет генотип уже существующего или существовавшего человека. Эксперименты по клонированию проводились на животных, самым известным и удачным случаем была овца Долли из Шотландии, прожившая 6 лет и родившая нескольких ягнят. Но в области клонирования человека эксперименты все еще являются преступлением.

Почему этим занимается биоэтика?
Причин много, один из главных вопросов: как относиться к клону? Он имеет генетический набор человека, взрослеет и воспитывается как человек, но является ли он человеком? Другой вопрос из области более приземленной: если клон равен человеку, то является ли он родственником того, кто дал ему генетический материал? Сыном или братом? А кто тогда будет важнее, если клон идентичен своему образцу? Как регламентировать такие отношения? Можно ли изымать у клона органы для трансплантации живому человеку?

Тема трансплантации также занимает умы специалистов по биоэтике и пока что в этой области вопросов больше, чем ответов, потому что в определенный момент к ним начинают прибавляться и этико-религиозные вопросы, ведь создание живого существа по своему образу и подобию не путем деторождения — это практически уподобление себя Богу.

Суррогатное материнство

Когда у человека или семьи нет возможности самостоятельно выносить ребенка или это связано с риском для жизни, люди могут прибегнуть к суррогатному материнству. Эта практика осуществлялась довольно давно и никем не регулировалась, но с прошлого столетия правозащитники внимательно следят за ее осуществлением.

Почему этим занимается биоэтика?
На первый взгляд кажется, что главная проблема — привязанность суррогатной матери к ребенку, но социальных последствий от этой практики гораздо больше, чем кажется. Так правозащитники отмечают, что распространение практики суррогатного материнства может привести к эксплуатации женщин из развивающихся стран в качестве инкубаторов для детей из более развитых государств. В этом виде эксплуатации может присутствовать в том числе и торговля людьми: как самими суррогатными матерями, так и младенцами. Также отмечаются жесткие условия, в которых могут содержаться суррогатные матери, порой требования к ним бывают даже более строгими, чем к обычным роженицам, при этом им редко оказывается необходимая психологическая поддержка.

Евгеника

Это учение о селекции, применительно к человеку. Его разработал двоюрдный брат Чарльза Дарвина, в рамках учения предполагалось, что скрещивание людей «достойных» (то есть здоровых, талантливых и так далее) позволит улучшить генофонд населения. В то же время существовала «отрицательная евгеника», которая подразумевала ограничение возможностей к размножению у людей с наследственными заболеваниями, преступников и так далее. В начале двадцатого века евгеника пользовалась популярностью, но обрела негативную репутацию, поскольку обширно применялась в Третьем Рейхе, когда насильственно были стерилизованы более 400 тысяч человек.

Почему этим занимается биоэтика?
С 2000-х годов на территории ЕС запрещена практика евгеники, а также какая либо дискриминация людей по принципу наличия генетических заболеваний. Считается неэтичным запрещать человеку иметь детей на основе образа жизни или наличия наследственных заболеваний, которые могут не передаться потомкам, поскольку эта практика обесценивает жизнь еще не рожденного ребенка. Тем не менее, еще не принято однозначное решение о том, что делать, если неродившийся ребенок действительно будет страдать орфанными заболеваниями, которые подтверждаются при пренатальной диагностике.

Проведение клинических исследований без информированного согласия

Клинические исследования — важная составляющая при подготовке и вводе новых медикаментозных препаратов. Эксперименты на людях и животных помогают оценить побочные эффекты и сделать выводы об эффективности препаратов. Неэтическими считаются исследования, которые проводятся на добровольцах, не подписавших информированное согласие, или на людях, которые вообще не давали своего согласия на проведение экспериментов (например, в 40-х годах в Стейтвильской тюрьме врачи исследовали на заключенных новые способы лечения малярии). Не говоря уже о животных, которые вообще не могут ничего подписать. В 2020 году общественность была поражена социальной рекламой в защиту животных, которых используют для исследований косметических препаратов.

Также неэтическими являются психологические эксперименты, после которых добровольцы могут испытывать дискомфорт или даже получить травмы.

Почему этим занимается биоэтика?
Даже если человек соглашается на участие в эксперименте добровольно, он может не быть информирован о всех последствиях своего участия и о потенциальном вреде для здоровья. Запрет на проведение неэтичных клинических испытаний закрепен в Хельсинской конвенции.

Фильмы, где законы биоэтики не работают

Художники, сценаристы и режиссеры не раз задавались вопросами о том, как бы выглядел мир, если бы науку не сдерживали этические вопросы. Кто-то видит в этом утопические нотки, но большинство рисуют мир в мрачных тонах, потому что в погоне за совершенством и властью над природой часто может теряться человечность.

«Люси»

Год: 2014
Режиссер: Люк Бессон

Люси невольно становится жертвой эксперимента и контрабандисткой — ее вынуждают провезти внутри себя несколько упаковок сильного нейролептика, который заставляет мозг работать на максимальных мощностях. Все меняется, когда препарат попадает в кровь, и Люси стремительно меняется, как и мир вокруг нее.

«Остров»

Год: 2005
Режиссер: Майкл Бэй

Земля 2019 года, Линкольн живет в комплексе вместе с сотнями других выживших после техногенной катастрофы. Земля и вода заражены, но есть чудесный Остров, на который можно отправиться, выиграв в лотерею. Линкольн каждый раз ждет своего звездного часа, когда его объявят победителем, но неожиданно выигрывает так нравящаяся ему девушка Джордан. Случайно Линкольн узнает, что победителей не отправляют ни в какой райский уголок, а просто вырезают им органы и умерщвляют. Тогда вместе с Джордан они покидают комплекс и узнают, что вся история об Острове — спектакль, а сами они — лишь клоны, выведенные для пересадки органов богачам.

«Райские холмы»

Год: 2016
Режиссер: Элис Вэддингтон

«Райские холмы» — высокотехнологичный комплекс, куда богатые семьи отправляют своих дочерей, чтобы сделать из них благородных девиц. Главную героиню, Уму, отправили в центр из-за сопротивления принудительному замужеству. Девушка решает во что бы то ни стало сбежать, но сперва она должна узнать, действительно ли бьюти-практики и изысканные обеды могут хоть кого-нибудь сделать лучше.