Инвестирование в криптовалюту — популярное решение. Но прежде чем начать это делать, стоит разобраться в механизме и узнать о подводных камнях. Доступно об этом рассказал венчурный предприниматель, экс-вице-президент инвестиционного холдинга и частный инвестор Павел Волков в своей книге «Первые шаги к финансовой независимости». А мы делимся отрывком из нее.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/062/802/image/base_da22fa8915.jpeg)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Криптовалюта
Еще раз напоминаю, что все инвестиционные решения принимаете вы. Криптовалюта может быть очень доходным инструментом, но остается в зоне высокого риска. Я не советую покупать ее обязательно и всем. Внимательно прочтите все, что написано ниже. Будет полезно, если вы почитаете мнения авторитетных инвесторов в интернете. Только не читайте все подряд — выберите людей, выводам которых доверяете. Если бы эту книгу писали криптобизнесмены братья Уинклвоссы, наверное, их рекомендации были бы другими.
В этом разделе я расскажу все, что знаю про криптовалюты моего портфеля. Я покупаю только проверенные варианты — это Bitcoin, Ethereum (эфириум или эфир) и Tether (тезер), он же USDT. На мой взгляд, они доказали свою фундаментальность и нерушимость. Своей капитализацией они подтверждают свою силу: во всем мире люди купили их и таким образом проголосовали в их пользу.
Я называю цифровые деньги «стероидами для финансов». Это высокорисковые активы, способные кратно увеличить инвестиционный портфель. Но просто бездумно покупая крипту, вы, скорее всего, все потеряете. Изучите виды критповалюты, которые вам интересны. За каждой криптовалютой стоит своя история. Чтобы быстро увеличить криптовалютный портфель без своего активного участия в торговле и аналитике, можно отдать его в криптовалютный хедж-фонд.
Как покупать криптовалюту
У банков своя система, а у криптовалют — своя. В банке нельзя держать биткоины, а на жестком диске — доллары или рубли. Желательно осуществлять переход из одной системы в другую через стейблкоины: это, например, USDT, о котором я расскажу ниже.
Самый надежный способ покупки криптовалют — зарегистрироваться на известной криптовалютной бирже, пополнить аккаунт долларами, купить на них USDT — и потом уже конвертировать их в другие цифровые монеты и токены.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/062/798/image/base_dca91ca2c4.png)
Токены и криптовалюта. Это технически разные элементы. Криптовалюту добывают в процессе майнинга. У нее есть блокчейн, а хранить ее нужно в цифровом кошельке. Это производное от сложной расшифровки кода. Токены может выпустить любой человек или компания. Блокчейна и кошелька у них обычно нет.
Многие пытаются разделить эти понятия, установить единую терминологию. Но мне кажется, это бесполезное занятие. В экономике постоянно появляются новые слова, но толку от этого нет — только разбираться сложнее.
Важнее понимать принцип работы. Как только появляется возможность купить что-то за токен, он становится криптовалютой. Сейчас можно сказать, что любой цифровой актив — это криптовалюта. Главное, чтобы его можно было потратить. Это может быть мильная программа авиакомпаний, бонусы «Спасибо» от Сбербанка или на клубной карте «Спортмастера».
Если у токена нет ликвидности и на него ничего нельзя купить — зачем он вообще нужен? А если он ликвидный и у него растет стоимость, то нет никакой разницы, токен это или криптовалюта.
Bitcoin (BTC)
Bitcoin создала группа людей. Сатоши Накамото, который отхватил себе всю славу, в 2009 году создал основной код — ядро — и выложил его в сеть. К процессу подключились другие программисты, и в итоге родилась первая криптовалюта.
Создатели Bitcoin хотели сделать децентрализованные деньги без привязки к банкам. Когда вы прово- дите оплату или перевод через банк, чиновники банковской системы отслеживают все процессы: от снятия ваших денег со счета до передачи эмитенту и далее в точку приема. А вот когда вы покупаете или переводите биткоины, то все процессы проходят без участия человека-посредника, через технологию блокчейн (от англ. block — «массив, блок» и chain — «цепь»). Это огромная сеть данных. Внутри нее все участники имеют равные права. Мне и самому очень симпатична философия создателей и последователей Bitcoin. Отчасти поэтому я инвестирую в него.
Мое правило: покупать и покупать, сколько бы он ни стоил. Для продажи нужно ждать момента, когда он вырастет минимум в два раза. Мое личное субъективное мнение, что вероятность того, что он вырастет, — 99%.
Схема добычи Bitcoin проста, но требует затрат. Сатоши Накамото открыл сеть блокчейн для добытчиков Bitcoin, или майнеров. Теперь любой желающий может подключиться к ее обслуживанию, получая за это биткоины. Чтобы поучаствовать, необходимо мощное оборудование, т. к. поддержание сети и расшифровка новых блоков требуют высокой вычислительной мощности. Недавно для этого хватало компьютера с мощной видеокартой, но сегодня такой техники мало. Майнеры покупают специализированное оборудование, строят установки и даже целые майнинг-фермы для добычи.
Единожды добыв Bitcoin, т. е. произведя вычисление, в нем ничего нельзя изменить. Каждый блок в цепи связан с предыдущими, поэтому запись о новых биткоинах зиждется на огромном количестве записей предыдущих блоков. Это делает Bitcoin незыблемым, но в то же время — тяжелым и неповоротливым. Поэтому есть небольшая вероятность, что его заменят более легким вариантом. Например, криптовалютой Ethereum, о которой я расскажу ниже.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/062/800/image/base_1ce5eda321.png)
Тяжесть Bitcoin — дополнительный риск для инвесторов по причине высокой стоимости транзакций. И они неудобны из-за энергозатратности. Поэтому Билл Гейтс назвал Bitcoin неэкологичным инструментом: из-за него сильно возрастают потребление электричества и выделение тепла. В то же время тяжесть переводов на руку майнерам, которые обзавелись мощным оборудованием. Когда они добудут все биткоины, продолжат зарабатывать только на обслуживании транзакций.
Аналитики Кэти Вуд, о которой мы будем говорить в главе «Портфель», считают, что у Bitcoin нет проблемы энергоресурсов. Используя дешевую электроэнергию, майнеры создают нечто гораздо более ценное. Кроме того, устаревшие финансовые операции и глобальная добыча золота гораздо более энергозатратны.
С каждым днем биткоины становится сложнее добывать. Они заканчиваются, с каждым днем их производят все меньше. В систему изначально заложено конечное количество — 21 млн BTC. К началу 2021 года майнеры добыли уже 18,6 млн BTC, или 88%. Но последний блок будет добыт только в 2140 году. Скорость добычи тоже изначально запрограммирована, и каждые 4 года она уменьшается в два раза.
Интересный и печальный факт: количество Bitcoin в обращении неуклонно падает. Единственный способ хранить пароли — приватный ключ или пароль от кошелька. Пароли, ключи и носители теряются. Люди умирают, унося с собой Bitcoin. По некоторым оценкам, четверть добытых биткоинов уже утеряна. И не забывайте: заменить их новыми уже не получится.
Конечное количество криптовалюты и то, что люди активно ею пользуются, приводит к тому, что Bitcoin неизбежно растет в цене. Биткоины закончатся, а пользователи — нет. Bitcoin постоянно в ходу: на бирже идут спекуляции, кто-то покупает его впервые, кто-то уже распробовал и решил докупить.
Прежде своего подъема по курсу «биток» прошел долгий путь утверждения в качестве актива. 10 лет назад на 10 000 BTC можно было купить две пиццы. В 2021 году эти 10 000 BTC стоят 570 млн$. Bitcoin доказал, что нужен людям. В основном им пользуются как спекулятивным средством, а также для хранения и наращивания капитала. Как платежное средство биткоин используется редко.
В итоге Bitcoin год за годом постоянно растет. У него высокая волатильность (изменчивость курса), и иногда он сильно падает в цене. Наверняка падения и взлеты произойдут еще не раз. Но после падения он все равно вырастет, обгоняя предыдущие верхние показатели. Поэтому я считаю, что Bitcoin — очень хороший инструмент среди рискованных вообще и криптовалют в частности. Вкладываясь в него на несколько лет, можно очень даже неплохо увеличить капитал.
Почему Bitcoin всегда будет высокорисковым инструментом?
Это как-никак человеческая технология, где есть вероятность ошибки. Какими бы весомыми ни были математические доказательства непогрешимости кода Bitcoin, вероятность технической ошибки остается. Хотя она очень мала: над системой трудилось огромное количество программистов по всему миру, которые проверяли друг друга. Поэтому я считаю разумной ставку на доверие к такой титанической работе.
Юридический риск тоже есть — Bitcoin могут запретить. В каждой стране правовой режим рассматривает криптовалюту по-своему. В Японии это официальное платежное средство. В России можно инвестировать в электронные деньги, но нельзя ими расплачиваться. В Китае на момент написания книги операции с криптовалютой разрешены для физических лиц, но не для банков. Риск запрета с годами все ниже, потому что мы видим объективную картину: юридические лица постепенно вводят его в свой оборот. Это говорит о том, что осуществить запрет становится все сложнее. Но это еще не все. Bitcoin поставил экономику мира в своеобразный цугцванг: любое изменение правового статуса приведет к росту его стоимости. Если биткоин официально разрешат, его захотят купить те, кто раньше боялись приобрести цифровые деньги или не могли это сделать из-за запретов. Увеличится спрос, увеличится стоимость. Если его запретят, цена Bitcoin все равно вырастет: это будет офшорный скрытый способ для сделок P2P между людьми и на теневом рынке. Активы, которые позволяют расти теневому рынку, растут всегда. Люди не любят платить налоги и хотят независимости и децентрализованности.
Конечно, если Bitcoin станут запрещать повсеместно, на рынке возникнет паника. Сначала цена рухнет. Но потом все равно вырастет. В нашем мире теневые рынки занимают значительную часть. Самые крупные торговые площадки анонимной сети Darknet уже работают с биткоинами и вряд ли остановятся. Более того: Bitcoin подняли именно пользователи Darknet — на сделках с оружием, наркотиками, контрабандой. Кто-то удивится, но это было основной сферой использования биткоинов только до 2020 года. Сейчас область применения сместилась в легальную сторону.
Bitcoin могут заменить более удобной криптовалютой: ведь он тяжелый и энергозатратный. Но это опять же маловероятно, и вот почему.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/062/799/image/base_c24266eb38.png)
Bitcoin обладает незыблемостью, о которой мы говорили выше. Это открытый исходный код с невозможностью дублирования, копирования операций, отсутствием единственного автора, который может контролировать весь запас криптовалюты. В остальных криптовалютах почти наверняка есть бэкдоры (от англ. backdoor — «черный ход»). На языке разработчиков это намеренно оставленные лазейки в программном коде для изменения первоначальных условий. Bitcoin — единственная криптовалюта, за которой не стоит основатель-манипулятор.
В 2016–2017 годах приобрели популярность ICO — «первичное предложение-размещение криптовалют». Одно время это был достаточно легкий способ привлечения денег в свой проект. В отличие от IPO, который предлагает инвесторам акции компаний через брокеров, ICO предлагает цифровые токены компаний всем желающим пользователям интернета.
Процесс выглядел так: в ходе первичной стадии, пре-ICO, команда стартапа публикует информацию о новом проекте и предлагает инвесторам вложиться в проект деньгами или криптовалютой.
В обмен на деньги и криптовалюту от инвесторов компания раздает токены. Деньги и криптовалюта инвесторов отправляются в специальное цифровое хранилище, а токены подтверждают, что инвестор владеет частью компании.
Но чаще всего, даже если с виду все выглядело по-честному (средства инвесторов под защитой, публичная информация вызывала доверие: там и распределение токенов, и вестинг — плановое распределение денег на команду, и политика по затратам на маркетинг, и т. д.), к сожалению, большинство ICO, особенно в период их разгара в 2016–2018 годах, были фиктивными, имели так называемый бэкдор, позволяющий изменять условия доступа части команды к деньгам инвесторов. И обычно все заканчивалось так: ICO закончилось, основатель получил деньги, изменил условия, забрал все средства и исчез. Инвесторы остались с бесполезными токенами. Такой вид интернет-мошенничества называется скам.
Бэкдоры имеет большинство современных проектов. Найти их очень сложно. Разработчики и хакеры сделают все, чтобы лазейку не нашли. Такие «черные ходы» существуют для разных ситуаций. Забрать все деньги — только один вариант. Можно незначительно изменить условия так, что никто не заметит, но в то же время это будет существенно. Можно кого-то подставить. Поэтому бэкдор — это всегда риск. Лучше, если их нет.
Криптовалюта, способная заменить Bitcoin, должна быть такой же честной и децентрализованной. Это должна быть мощная разработка, сравнимая с результатом разработок сильнейших современных программистов со всего мира. К тому же новый продукт должен будет соперничать с уже устоявшимся статусом Bitcoin. Чтобы затмить предшественника, ему понадобятся время и очень мощная пиар-кампания.
Как показывает статистика, при всей своей волатильности Bitcoin сильно вырастает на протяжении 3 лет. Поэтому моя политика такова: «Покупай, сколько бы он сейчас ни стоил». Конечно, тот момент, когда я решу его продать, не должен совпасть с периодом провала стоимости. Нужно дождаться подъема. Я покупал его при цене 5000$, 7000$, 12 000$, 20 000$ и даже 30 000$. Сейчас он стоит 57 000$. Я знаю, что когда-то он будет стоить и 100 000$, и больше. Личность Сатоши Накамото, несмотря на старания журналистов и
В рубрике «Открытое чтение» мы публикуем отрывки из книг в том виде, в котором их предоставляют издатели. Незначительные сокращения обозначены многоточием в квадратных скобках.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Комментарии
Комментировать