Социальные проекты стали неотъемлемой частью нашей современной реальности. Именно благодаря ним любой человек может внести свой вклад в улучшение жизни общества, будь то перечисление денег фондам помощи бездомным животным, передача старой одежды в переработку или волонтерство. Немаловажную роль во всех социальных проектах играют социальные инноваторы, авторы и главные движители проектов, а также бизнес. В своем новом исследовании «Карта БиС» центр СОЛь рассказывает, кто все эти люди, меняющие жизнь к лучшему, как они сотрудничают с бизнесом и как они распределены по территории России. Делимся самым главным из исследования «Карта БиС».

Кто такие лидеры лучших практик взаимодействия бизнеса и социальных инноваций?

Лидеры лучших практик взаимодействия бизнеса и социальных инноваций — это неравнодушные и деятельные люди, которые видят проблемы в обществе и ощущают их как свои личные, находят и на практике воплощают инновационные идеи для решения таких проблем, а также стремятся не к разовым локальным решениям, а к масштабным системным изменениям.

Это могут быть как авторы социальных инициатив, так и предприниматели, работающие на стыке бизнеса и благотворительности: от Любови Ермолаевой, соосновательницы компании BuySocial (платформа, агрегирующая товары от социальных предпринимателей), до Евгении Чистовой из компании «Билайн», которая уже 9 лет сотрудничает с «ЛизаАлерт».

В «Карту БиС» попали лидеры, которые оказались наиболее известными в рамках своей деятельности. Авторы исследования провели более 200 часов интервью с 97 лидерами из 31 региона: с представителями бизнеса и коммерческих организаций, социальными предпринимателями, создателями благотворительных фондов, руководителями социально ориентированных НКО и лидерами социальных проектов («Билайн», Danone, Тинькофф, Росбанк, Lamoda, Фонд Хабенского, «Антон тут рядом», «Ночлежка», «Простые вещи», «Новые старшие» и др.).

Последующих участников находили методом «снежного кома» — когда каждый лидер рекомендует других. В рамках интервью участников спрашивали: «Кого вы можете порекомендовать как лидера изменений в социальной сфере?», и далее авторы следовали за полученными рекомендациями, собирая цепочку социальных инноваторов. Таким образом круг интервьюируемых расширялся, постепенно охватывая всю территорию России. В результате исследователи обработали 297 рекомендаций. Ранее центр СОЛь представлял аналогичные проекты — доклад «СоцЧейн» в 2018 году и «Карта лидеров инноваций в образовании» в 2016 году.

По результатам исследования на итоговой карте оказались 185 человек из Москвы, 41 — из Санкт-Петербурга, 63 лидера из других регионов России и даже 6 лидеров из зарубежья. 68% лидеров БиС — женщины, а средний возраст лидера — 40 лет. Причем среди лидеров с большим количеством рекомендаций доля мужчин не выше, а ниже, а среди пяти самых рекомендуемых лидеров БиС мужчин и вовсе нет. Так что получается, что основные социальные инновации в России несут на своих плечах женщины в возрасте от тридцати лет.

Всего на карте — 297 лидеров, так или иначе участвующих в партнерствах между социальными проектами и бизнесом. Как обычно, процент женщин здесь чуть выше, чем мужчин (68%), это нормальная статистика, которую Центр СОЛь заметил, в том числе, по всем предыдущим картам (подробнее с картами вы можете ознакомиться на сайте в разделе «Инноваторам — Исследования»). В среднем, того или иного лидера рекомендуют 1,7 человек, а средняя «длина пути» между лидерами равна 4,3 (то есть, дотянуться до любого лидера участник карты может через 4 рукопожатия).

Кто такие социальные предприниматели?

Важной составляющей современного третьего (некоммерческого) сектора экономики являются социальные предприниматели. На первый взгляд кажется, что это то же самое, что и социальные инноваторы, но здесь есть существенная разница. Социальное предпринимательство — относительно молодое направление, нацеленное на работу с ограниченными и социально уязвимыми группами граждан. Социальные предприниматели помогают наполнить рынок некоммерческих организаций профессионалами, которые кроме благих намерений обладают также необходимыми компетенциями, чтобы их социальные проекты работали и приносили качественные результаты. Социальными предпринимателями могут стать представители четырех групп:

Первая группа — компании, трудоустраивающие социально уязвимых граждан (инвалидов, многодетных родителей, выпускников детских домов, пенсионеров, людей других категорий, зафиксированных в федеральном перечне). Такие работники должны составлять не менее 50% штата компании.

Второй группой являются продавцы продукции, которую произвели социально уязвимые граждане.

Третья группа — производители товаров, работ и услуг, необходимых клиентам с особыми потребностями.

Четвертая группа — предприниматели, работающие в рамках конкретных направлений деятельности (организация детского отдыха, оказание образовательных услуг, развитие межнационального сотрудничества и ряд других сфер).

При чем тут бизнес?

В общемировой и российской практике бизнес довольно давно сотрудничает с социальными проектами. Долгое время это сотрудничество выражалось в материальной поддержке, например, когда бизнес начислял процент от выручки в пользу благотворительных фондов. Но в рамках исследования центр СОЛь выяснил, что на сегодняшний день это далеко не единственный приоритетный формат сотрудничества бизнеса и социального предпринимательства. Актуальный тренд можно назвать переходом от благотворительности к взаимовыгодному сотрудничеству.

Вот как выглядят ключевые направления в рамках этой тенденции:

Сотрудничество, в котором бизнес является ...

Сотрудничество, в котором бизнес является плечом для социальных проектов (72,6% от всех случаев сотрудничества бизнеса и социального предпринимательства, описываемых в исследовании).

В рамках этого формата бизнес занимается прямым финансированием благотворительных проектов, такой вариант сотрудничества в рамках исследования встречался в 39,7% случаев. Также бизнес может организовать корпоративное волонтерство, в рамках которого сотрудники самостоятельно участвуют в социальных инициативах, например, помогают восстанавливать зеленые насаждения или занимаются Pro bono-поддержкой, когда бизнес оказывает профессиональную помощь благотворительным организациям, делится ноу-хау или проводит профессиональные консультации (например, в области здравоохранения или права).

Также бизнес может приобретать товары и услуги социальных предпринимателей или встраивать их в свою цепочку продаж.

Также социальные предприниматели могут учиться у бизнеса и использовать бизнес-приемы для развития и масштабирования своих проектов. Такими приемами пользуются социальные и экологические инициативы. Использование инструментов бизнеса помогает организовать и отладить работу внутри проекта, подобрать команду и направлять ее к выполнению поставленных целей.

Сегодня важной категорией бизнеса является социальная ответственность, поэтому многие компании запускают гибридные волонтерские проекты с социальными инноваторами или самостоятельно вводят социальные инициативы. В рамках интервью с представителями бизнеса чаще всего упоминалось, что бизнес заинтересован в повышении своей социальной ответственности и хочет увеличить свой вклад в социальное развитие общества (эти категории упоминались более, чем в 30% интервью). Также многих компаний привлекала возможность повышения лояльности аудитории к бренду благодаря имиджу социально ответственной организации.

Жюльнар Асфари, сооснователь Центра СОЛь: «Задумывая Карту лидеров лучших практик взаимодействия социально-экологических инноваций и бизнеса, мы хотели показать на примерах многообразие существующих форм сотрудничества; сложности, с которыми сталкиваются участники, и взаимное стремление к поиску наиболее эффективных и здоровых моделей. Нас вдохновляет возможность поделиться опытом сложившихся партнерств и подходов, чтобы решение социальных и экологических вызовов становилось повседневной практикой для каждого из нас».