Когда мы смотрим на музыкальную группу, чирлидеров или другие команды, то люди в них кажутся нам привлекательными. При этом по отдельности на участников этих групп мы бы и не обратили внимания. Так работает «эффект чирлидера». Рассказываем о нем подробнее.
Когда мы смотрим на группу людей, мы воспринимаем их в совокупности, и, как следствие, индивидуальные черты усредняются. Лицо в окружении других кажется привлекательнее. Это так называемый эффект чирлидера. В Urban Dictionary его описали примерно так: «Вместе команда чирлидеров выглядит привлекательной, но при более близком изучении каждый участник может таковым не казаться».

В исследовании, опубликованном в журнале Psychological Science, рассказывается о ряде экспериментов, которые провели Дрю Волкер и Эдвард Вул из Университета Калифорнии. Ученые предлагали участникам оценить уровень привлекательности людей на фотографиях. Некоторых из них сфотографировали в одиночестве, других — в составе группы. В итоге и мужчины, и женщины выше оценивали привлекательность людей в группах.
Волкер и Вул объясняют этот эффект тем, что зрительная система распознает объекты в группе как нечто единое и отдельные элементы внутри него рассматриваются как среднее арифметическое остальных.
Этот эффект восприятия лучше объясняет иллюзия Эббингауза. Так, внутренние круги одинаковы по размеру, но окружающая информация (то есть круги) меняет наше восприятие. Так, два оранжевых круга имеют одинаковые размеры; тем не менее левый круг кажется меньше. Это нисходящая обработка, при которой весь элемент воспринимается раньше отдельных характеристик. Те же характеристики этой иллюзии распространяются и на эффект чирлидера. В этом случае вместо того, чтобы обращать внимание на индивидуальные характеристики, мы фокусируемся на группе в целом.

Так, лицо в окружении других лиц выглядит привлекательнее, чем в одиночестве. Асимметричные и диспропорциональные лица могут выравниваться за счет других. Не имеет значения, сколько в группе людей. Иногда достаточно и двух человек.
Итак, в этом эффекте смешиваются три когнитивных явления:
зрительная система объединяет лица участников группы в одну картинку;
индивидуальные черты лиц стираются;
среднестатистическая внешность распознается мозгом как более привлекательная.
Таким образом, ученые сделали вывод: привлекательный человек становится еще красивее, если окружен другими людьми. Яркие и выдающиеся черты лица «смазываются» на фоне остальных, и внешность приближается к среднему значению стандарта красоты.
Такой эффект можно даже применить для объяснения некоторых социальных предубеждений. Социальная категоризация — это процесс мысленного разделения людей на группы на основе таких характеристик, как возраст, пол и этническая принадлежность. Эта категоризация социальной информации способствует быстрому взаимодействию, но имеет серьезные последствия.
Комментарии
Комментировать