На смену профессии или на дополнительное развитие в текущей сфере решаются совершенно разные люди, многие из которых — уже состоявшиеся специалисты со впечатляющим профессиональным опытом. Для них дополнительное обучение — это способ дать своей карьере новый виток или начать заниматься тем, что близко по духу и что сильно повысит доход. Совместно с Нетологией мы собрали несколько историй выпускников, которые обучились на онлайн-курсах (и не только) и смогли построить новый карьерный путь. Конечно, не обошлось и без сложностей, как в любом новом деле.

От радиоинженера к IT-аналитику: рассказывает Андрей Андросов, бизнес-аналитик Axbit Group

«К моменту поступления на курсы в Нетологии мой карьерный путь тянулся уже больше 20 лет и пролегал через различные сферы. По образованию я радиоинженер, после выпуска лейтенантом поехал на космодром Байконур, где служил в военно-космических силах до 1998 года, а после уволился в звании майора. К тому моменту у меня был опыт управления процессами, людьми и даже космическими аппаратами. Затем я работал во многих сферах бизнеса: в рознице, в страховом бизнесе, открывал киоски в торговых центрах, оптимизировал работу внутри компаний.

Позже я решил обратить свое внимание на IT-сферу — в этом направлении до сих пор присутствует кадровый голод, и я был уверен, что мои навыки будут востребованы. В самом рынке меня привлекали обширные перспективы развития, а также возможность работать удаленно. Пандемия показала, что даже ведя переговоры по Zoom можно добиться высоких результатов, близких к offline-формату.

Для движения в этом направлении я выбрал курс Нетологии по аналитике данных. Он давал достаточно качественное погружение в рынок IT, что вместе с моим опытом работы в бизнес-сфере помогало быстро сформировать новые необходимые знания. Параллельно я прошел короткий курс «Проджект-менеджер в IT», а после обучения дополнил свой инструментарий знаниями бизнес-аналитика с помощью короткого месячного курса в иностранной бизнес-школе. Обучение окончилось в феврале, а уже через месяц я получил оффер от Axbit Group.

На примере своего образовательного маршрута я понял, сколько преимуществ дает обучение онлайн: оно позволяет экономить время — самый ценный ресурс в вопросах обучения — параллельно можно учиться на нескольких образовательных треках, адаптировать свою образовательную траекторию под свои цели. Конечно, порой — особенно новичкам — может быть сложно самоорганизоваться, но в дальнейшем развитая самодисциплина, полученная при обучении, станет скорее дополнительным плюсом.

В процессе обучения я периодически чувствовал усталость, ведь учебу приходилось совмещать с работой. В таком напряженном темпе периодически хотелось все бросить, но формат учебы позволял перераспределить время, посмотреть какие-то лекции в записи и сдвигать дедлайны по выполнению заданий. Это помогло сохранить баланс и готовность двигаться дальше».

От космоса к Python: рассказывает Павел Солошенко

«До обучения я почти 10 лет проработал в “Центре подготовки космонавтов” в городе Щелково, Московской области в качестве инструктора экипажей космонавтов. Я проводил различные занятия, лекции и тренировки, а последние несколько лет инструктировал экипаж корабля «Союз» и был на связи с космонавтами в реальных полетах. Сменить сферу я решил, когда понял, что моя специальность слишком узконаправленная, и в случае кардинальных изменений внутри сферы я стану жертвой структурной безработицы. Поэтому, немного поискав различные варианты, я решил заняться IT.

В качестве приоритетных направлений я выбрал языки программирования Python и Java, они были наиболее приоритетными на рынке, а разработчики, хорошо владеющие ими, получали вполне достойную оплату. Сперва я попробовал Java, но мы не нашли «общий язык», так сам собой выбор пал на Python.

Я выбрал курс по нескольким критериям: важную роль сыграла цена, возможность брать курс в рассрочку, а также — сопровождение. Также мне очень понравилось, что в процессе обучения у нас были живые лекции, во время которых мы могли делать паузы и разбирать некоторые вопросы более подробно. На записанных видео такого бы не получилось. В течение обучения на платформе и в Telegram-чатах активно велась коммуникация среди студентов, преподавателей и кураторов, все активно поддерживали друг друга и старались оперативно отвечать на вопросы.

Но в процессе обучения возникали и сложности. В первую очередь они были связаны с потерей мотивации. Конечно, мотивировать себя, глядя на результаты других, сложно, но мотивация — это как привычка, ее нужно формировать и тренировать в себе.

Еще надо обязательно понимать, что никто не принесет все знания на блюдечке. Образовательная компания — это скорее направляющая, и надо очень много гуглить и учить самому. Это нормальная образовательная практика взрослых людей.

Мы не студенты, которые только хотят зачет. Мы меняем профессию и только в наших интересах сделать это качественно.

Еще у многих ребят возникает сложность со временем: найти достаточно свободных часов, чтобы все учить, слушать и практиковать. Я для себя решил эту проблему так: я просто не работал и все время посвящал учебе. Тем, кто работает — не знаю, откуда столько времени взять.

После окончания обучения я искал работу программистом, но столкнулся с несколькими отказами из-за недостаточного опыта. Тогда Нетология предложила своим выпускникам участвовать в разработке магазина своего мерча — за это не доплачивали, но я решил, что это отличный вариант пополнить свое портфолио. В этом проекте я занимался Backend-частью и, при поддержке менторов, нам удалось запустить отлично работающий магазин.

Позже я рассказывал о своем опыте другу-программисту, и он предложил мне выполнить небольшое тестовое задание. Ему понравилось, как я справился с ним, и через некоторое время я получил предложение поработать в его компании. Но для работы нужно было освоить также Frontend-разработку и JavaScript — эти направления я начал осваивать уже самостоятельно. В дальнейшем я решил развиваться параллельно в Backend и Frontend, чтобы быть универсальным специалистом, и вскоре стал работать Fullstack разработчиком в «Центре экспертизы и контроля качества медицинской помощи». Зарплатные ожидания там оказались выше, чем в «Центре подготовки космонавтов», к тому же у меня появились собственные фриланс-проекты».

От сотрудника банка к Project-менеджеру: рассказывает Ольга Рыжова

«Я пошла учиться на курсы во время пандемии. На тот момент я достаточно много лет проработала в банке, и было ощущение, что я там засиделась. Пандемия высвободила большой временной ресурс, и я поняла, что нужно его использовать.

Первое время я «прощупывала почву» и выбирала свое приоритетное направление. Для этого я смотрела бесплатные вебинары и короткие курсы на сайте, и когда мне попался курс Project-менеджер, я быстро поняла, что это то, что мне нужно. Частью необходимых навыков я уже обладала, хотелось получить полное комплексное знание из этой области. Я очень быстро записалась на курс и начала учиться буквально через месяц.

Сохранять мотивацию было относительно просто: я каждый раз напоминала себе, сколько ресурсов было вложено в это обучение, и какие у меня цели.

Днем я продолжала работать, а училась по вечерам. Совмещать было сложно, но все же возможно. Несмотря на то, что были небольшие организационные трудности, учиться было достаточно интересно и это помогало поддерживать мотивацию. К тому же у меня вскоре появилась возможность использовать свои навыки — я приняла участие в pet-проекте Нетологии совместно с «Инновационным центром Ай-Теко», там в составе группы я работала над приложением «В хосписе», которое разрабатывалось для автоматизации рабочих процессов персонала хосписа. Это был увлекательный и сложный проект — разработка велась с нуля — и я в нем участвовала сначала как администратор, а затем как junior project-менеджер. Со многими участниками этого проекта мы до сих пор поддерживаем связь.

Вскоре после окончания учебы и прохождения курса для выпускников я сменила карьеру, и теперь работаю Project-менеджером».

На программы дополнительного профессионального образования наших героев привели совершенно разные причины и цели. Важно понимать, что в достижении этих целей и успешной смене карьеры выпускникам Нетологии помогло множество факторов: качественное образование, которое они постоянно дополняли новыми навыками и знаниями, поддержка от преподавателей и координаторов, а также самомотивация и понимание конечной цели — для чего все это делается. Учиться и менять себя всегда сложно, особенно, если есть и другие приоритетные вещи в жизни — текущая работа, семья и желание отдохнуть.