Сегодня образовательных возможностей с каждым днем становится больше, а учиться можно и за компьютером, и с помощью смартфона в обеденный перерыв. Из-за этой свободы и множества вариантов для обучения можно рано или поздно обнаружить, что вы купили множество полезных и интересных курсов, но так и не начали их проходить. В новом выпуске подкаста «Не то, чему учили в школе», созданного совместно Нетологией и медиа «Теории и практики», разбираемся, как взять себя в руки и начать учиться. В этом ведущей Саше Жирновской помогают Алексей Борисов, лауреат премии EdCrunch 2020 и автор онлайн-курса «Как учиться эффективно», и Полина Квасницкая, выпускница Нетологии. Для эффективной самоорганизации используйте тулбокс от Нетологии.

Слушайте подкаст прямо на нашем сайте или на другой удобной для вас платформе: Яндекс.Музыка || ВКонтакте || Apple Podcasts || Castbox || Google Подкасты

Карта подкаста

  • 01:33 — Полина Квасницкая — о своем опыте учебы в Нетологии

  • 05:56 — Основные сложности самоорганизации студентов

  • 09:15 — Как спланировать свое обучение, чтобы не выгореть

  • 13:55 — Как восполнять ресурс, когда 90% свободного времени занимает учеба

  • 16:30 — Интуитивная самоорганизация vs планирование

  • 18:26 — Лайфхаки по самоорганизации

  • 21:52 — Как найти и сохранить свой фокус

  • 37:40 — Визуализация целей

Что мешает качественному онлайн-обучению?

На сегодняшний день наиболее частыми причинами трудностей в обучении являются нехватка времени, потеря мотивации и так называемое отсутствие ресурса, выгорание, усталость. На первый взгляд кажется, что можно учиться в любой момент, но каждый раз найдутся причины, чтобы отложить просмотр урока или сдачу домашнего задания на потом. Особенно если дедлайны плавающие. Затем начинается беспокойство, фрустрация, страх не справиться — усиливается стресс, но в этом состоянии продуктивности, как правило, не прибавляется.

Для повышения качества своих занятий студентам стоит обратить внимание на тайм-менеджмент и стресс-менеджмент. Практики, связанные с этим направлением, могут стать полезными вспомогательными инструментами для успешного прохождения образовательной траектории.

Тайм-менеджмент для обучения

Правильно организованное время поможет избежать бесконечной полосы горящих дедлайнов, и учеба превратится не в гонки со временем, а во вполне приятный процесс. Мы, конечно, знаем, что человек, учившийся в институте, может выучить 10 билетов за ночь перед экзаменом, но что останется после получения зачета в памяти — это вопрос. Поэтому не стоит полагаться на свою короткую память.

Чтобы учеба не прошла мимо, а полученные знания не испарились, нужно регулярно заниматься и применять их на практике. Тогда новые нейронные связи будут укрепляться, а полученная информация перейдет в долгосрочную память. Для этого стоит начать с распределения времени в течение недели, ориентируясь среди них по приоритетности. Выделите основные срочные задачи, важные задачи с плавающим дедлайном, попробуйте воспользоваться матрицей Эйзенхауэра и другими способами установки фокуса на задачах.

Когда основные задачи выделены, составьте свой план в рамках одной недели. Поставьте задачи на каждый день и внимательно следите за их выполнением. Выписывайте все обязательные пункты, держите их на виду.

Организовать свои ресурсы для обучения вам поможет модель «70-20-10», в которой 70% времени и ресурсов мы выделяем на практику и реальные действия, которые помогают закреплять полученные знания, 20% посвящается обмену опытом, рефлексии и наблюдению за собой, а 10% — изучению теории, прохождению лекций и курсов. Эта модель позволяет держать в голове собственную ответственность за свой результат.

Важно понимать, что одного лишь посещения курсов недостаточно. Это не волшебная таблетка, которая моментально перевернет вашу жизнь. Первоочередная задача студента — научиться учиться, привить себе навык искать информацию самостоятельно, брать больше знаний, выходить за пределы базовой информации.

Планирование не всегда является единственно верным решением. Многие люди достаточно мотивированны, чтобы строить свое обучение на интуитивном уровне, но если вы чувствуете, что выгорание подбирается все ближе, именно четкий таймлайн с расписанными и зафиксированными целями поможет грамотно распределить ресурс и равномерно двигаться к своей цели.

Помните об отдыхе и распределяйте свои активности с небольшими промежутками, хотя бы в полчаса или час, и не забывайте о перерывах. Даже если вы берете на себя нереальные задачи, вы все еще обычный человек, которому нужно отдохнуть и переключить фокус внимания, прежде чем переходить к следующей задаче.

Стресс-менеджмент для продуктивности

Еще один фактор, снижающий продуктивность студентов, — это стресс. В случае ДПО учащиеся могут часто сталкиваться с ним: когда не получается выполнять упражнения достаточно идеально, когда не хватает времени на учебу или просто часов в сутках недостаточно, ведь многие параллельно с учебой продолжают работать, заниматься семьей, питомцами. Постоянное пребывание в стрессе снижает мотивацию и продуктивность, постепенно приводя к выгоранию.

Для начала надо честно признать, что стресс в вашей жизни есть. То, что вы называете его образом жизни или находитесь в нем постоянно, не есть хорошо. Значит, вы его игнорируете и пытаетесь подавить. Иногда стресс действительно может оказаться полезным, но в хроническом виде он принесет больше вреда, чем пользы.

Например, психологи Эмили и Амелия Нагоски советуют «прожить цикл стресса». От этого состояния не нужно сбегать или усугублять его — его нужно пройти, как тоннель. Для этого нужно понять, что вызывает у вас стресс, что является триггером. Возможно, для этого придется заменить прием пустырника посещением специалиста, особенно если стресс хронический.

Когда с триггерами мы разобрались, нужно понять, как можно предотвратить их появление в будущем или как изменить свое поведение, чтобы реакция на триггеры не была такой острой.

Для эффективного стресс-менеджмента стоит внимательно относиться к своему состоянию. Если вы понимаете, что убрать триггер не получается и изменить отношение к нему тоже не удается, ни одна мотивационная речь и практика осознанности не помогает вам победить свое «не хочу», стоит подумать: а какое решение и влияние в целом привело вас к этому обучению? Может, это далекое эхо школьных лет, когда мотив учиться шел в ультимативной форме? Или это влияние рекламы и постов суперпродуктивных друзей в социальных сетях? Возможно, стоит сделать шаг назад и попробовать найти то, что будет интересно лично вам.