По статистике, в России сегодня проживает 10,4 млн человек с инвалидностью. Это 13% населения страны. Люди с ограниченными возможностями здоровья наверняка есть среди наших знакомых, соседей, одногруппников, коллег, родственников. Как часто мы чувствуем себя неловко, не зная, какие термины использовать, говоря об инвалидности, как сказать о человеке с инвалидностью в третьем лице, как предложить помощь. Вместе с инклюзивным проектом Everland делимся советами, как делать это корректно.

Зачем что-то придумывать? Инвалид — он и есть инвалид

Действительно, «инвалид» — это официальный юридический термин. Он записан в Федеральном законе N 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Но сами люди с ограниченными возможностями здоровья считают его обидным и предпочитают, чтобы его не использовали.

Часто можно услышать или увидеть формулировку «человек с ограниченными возможностями», и это тоже некорректно. Человек не должен быть ограничен в возможностях. Есть определенные ограничения здоровья, но это не значит, что для него закрыты все возможности. Это медицинский подход, когда человека рассматривают исключительно с точки зрения его диагноза.

Социальный подход предполагает, что физические ограничения — это проблема не конкретного человека, но общества (недоступная среда, нежелание условно здоровых людей видеть рядом с собой людей, которые сильно отличаются, и т. д.). При таком подходе человек, его личность ставится на первое место, что гораздо логичнее и соответствует гуманистическим принципам.

А как правильно?
Корректно говорить «человек с инвалидностью», «человек с ограниченными возможностями здоровья».

«Колясочник», «слепой», «глухой». Они сами себя так называют, почему мне нельзя?

Все перечисленные слова и еще множество других сводят восприятие людей с инвалидностью к диагнозу. Но это неверно: заболевание не может определять человека. Это лишь одна из его особенностей. Кроме того, они звучат как оскорбление и проявление неуважения.

Между собой люди с тем или иным заболеванием могут говорить подобные слова и фразы, но это внутренний сленг, который воспринимается адекватно только от людей с ограниченными возможностями здоровья, но не со стороны условно здоровых людей. Если вы близко общаетесь и дружите, то такое может быть допустимо, но при условии, что вашего друга с инвалидностью это не обидит.

А как правильно?
В остальных случаях правильнее будет говорить «человек на коляске», «человек с ДЦП», «незрячий человек», «слабослышащий/неслышащий человек», «человек с ментальными/интеллектуальными нарушениями».

Человеку с инвалидностью всегда нужно помогать?

Не всегда. Стоит сначала спросить, нужна ли помощь, а не бросаться сразу «причинять добро» и «наносить пользу». Например, в случае человека на коляске неумелая помощь может быть попросту опасна. Взявшись за коляску не так, в лучшем случае вы сломаете подножку или другую ее часть, в худшем — уроните человека.

Незрячего человека можно напугать, если внезапно схватить его за руку и начать тащить куда-то, думая, что ему туда и нужно или что он сейчас упадет. Человек с тростью ориентируется в пространстве с ее помощью, и неожиданное изменение положения руки, трости, скорее всего, собьет его с толку, и он потеряет маршрут.

А как правильно?
Повторим: сначала узнать, требуется ли ваша помощь, и если да, то какая именно.

Если человек на коляске/с ходунками/тростью:

  • при входе придержать дверь, катить инвалидную коляску плавно;

  • не опираться на коляску и не трогать трость, костыли без разрешения;

  • помочь достать предметы с верхних полок или перенести вещи.

Если человек слабовидящий или незрячий:

  • может понадобиться помощь для ориентирования в пространстве;

  • представиться и прикоснуться к руке, спросить, чем и как можно помочь;

  • сопровождающим лучше идти первым, предупреждая о препятствиях;

  • помочь прочесть все необходимое;

  • уточнить, доступны ли онлайн-инструменты для скринридера;

  • если вас попросили прочитать информацию, прочитайте все полностью, ничего не пропуская.

С человеком с инвалидностью надо общаться по-особенному?

Нет. Вы видите перед собой человека, а не диагноз, трость или инвалидную коляску. Поэтому важно в первую очередь говорить с человеком и обращаться к нему. Выражения «пройдемте» и «следуйте за мной» не будут обидны человеку на коляске, а для человека с проблемами зрения слово «посмотри» вполне обычно. Не бойтесь говорить так, как вы привыкли. Люди с инвалидностью не нуждаются в особенном общении.

А как правильно?

Если у человека нарушена речь:

  • дослушать до конца и не перебивать собеседника, не торопить;

  • не подсказывать, если кажется, что поняли фразу;

  • не бояться переспросить или задать вопрос так, чтобы на него можно было ответить «да» или «нет»;

  • предложить общаться письменно (на бумаге или в телефоне, планшете).

Если у человека нарушен слух:

  • при общении нужно встать так, чтобы человеку с глухотой было видно лицо и губы;

  • чтобы привлечь внимание, можно помахать рукой или аккуратно дотронуться до плеча;

  • спросить, как удобнее общаться: устно или письменно;

  • говорить короткими и простыми фразами;

  • не кричать и не спешить;

  • уточнить, может ли человек принять участие в онлайн-звонке;

  • чтобы избежать непонимания при совместной работе, попросите человека с нарушением слуха рассказать о поставленной ему задаче.

Если ваш собеседник не видит, то, уходя, предупредите, чтобы человек не говорил в пустоту, и не бойтесь говорить «посмотри»: незрячие воспринимают это абсолютно нормально.

Если вы общаетесь с человеком на коляске, стоит отойти на 2–3 шага, чтобы собеседник видел ваше лицо. Здесь также спокойно говорите «пойдем»: фраза «поехали» будет не очень корректной.

А как правильно выстроить общение с коллегой с инвалидностью?
По результатам исследования, проведенного Everland вместе с «Агентством Царегородцевой», 48% опрошенных людей с ограниченными возможностями здоровья работают в разных статусах и почти столько же сейчас ищут работу (44%). Поэтому, возможно, в вашей команде уже работают сотрудники с инвалидностью или она скоро станет инклюзивной.

Простые правила по взаимодействию для достижения результата, если вы начальник или наставник:

  • На первых порах можно помочь новому сотруднику советом или предложить обратиться к вам, если ему будет нужна помощь, но не делайте за него всю работу. Лучше объяснить, что именно и как стоит исправить.

  • Не думайте, что если он не может делать чего-то одного (например, человек с нарушением зрения не выберет подходящую картинку), то он не может вообще ничего. Найдите те задачи, которые наиболее подойдут под конкретные особенности здоровья.

  • Работа должна иметь цель — не бойтесь ставить KPI, предварительно оценив их исполнимость, важно также контролировать результат совместно.

  • Адекватно оценивайте результат работы и давайте конструктивную обратную связь. Снисходительность, как и излишнее восхищение сделанным, не даст человеку с инвалидностью вырасти в профессионала.

Если вы сомневаетесь, можно ли сказать так или иначе; не уверены, как себя вести, то лучшим решением будет спросить напрямую человека с инвалидностью, с которым вы общаетесь. Если у вас в команде есть люди с инвалидностью и по какой-то причине коммуникация вызывает сложности, напишите в Everland (www.evland.ru) — наши кураторы и психологи бесплатно помогут вам разобраться и наладить продуктивное общение в инклюзивной команде.