Мир все еще шатает туда-сюда из-за пандемии, экономика трясется и качается, и сложно даже спланировать отпуск — ведь невозможно предугадать, не обрушится ли на головы мирных жителей очередной локдаун. Что делать в такой обстановке? В первую очередь полагаться на самих себя и становиться просьюмерами. Рассказываем, кто это такие и почему вы, скорее всего, уже один из них.

Кто такой просьюмер?

«Просьюмер» — это результат соединения двух слов: producer («производитель») и consumer («потребитель»). Само слово обозначает человека, который сам производит блага, которые будет впоследствии потреблять. Так что, если вы хотя бы раз ездили к бабушке на дачу копать огород, потому что «свое лучше», а осенью делали закатки, вы уже одной ногой в просьюмеризме.

Просьюмеризм возрастает в экономически нестабильное время: ученые наблюдали подъем домашних хозяйств в условиях войн, послевоенных кризисов, а также экономических кризисов. Когда человек не может быть уверен в том, что завтра он сможет купить в магазине хлеб, продукты или новую одежду, он начинает производить это сам. Но сейчас у просьюмеризма есть еще несколько важных причин:

Эксклюзивность и уникальность

Просьюмер создает вещи для себя, то есть он не обязан ориентироваться на тренды массмаркета. Особенно это касается производства одежды, вещей повседневного использования, предметов интерьера. Таким образом, человек делает жилое пространство более индивидуальным. Это могут быть снятые своими руками фотографии, которыми потом будут украшены стены гостиной, вручную связанные наволочки или сшитые платья/брюки. Здесь важно не путать производство вещей для себя с кастомизацией объектов, купленных в массмаркете: это разные вещи.

Экологичность

Второй важный тренд, который подстегивает просьюмеризм сегодня, — это экологичное потребление. Производить вещи для себя в том объеме, в котором ты можешь их потреблять, гораздо выгоднее и безопаснее для природы, чем покупать их в магазине и выбрасывать, если они испортились раньше времени.

Просьюмеризм и интернет

Однако в наше время мы не ограничиваемся материальными благами — у нас же есть еще интернет и цифровой контент. Впервые предположение, что в эпоху цифровых технологий пользователь станет производителем, было высказано Маршаллом Маклюэном и Баррингтоном Невиттом в их совместной работе «Take Today». Социальные сети стали благодатной площадкой для цифровых просьюмеров, среди которых есть создатели контента, отбирающие монополию у стриминговых платформ и крупных СМИ.

  • Это блогеры, создающие контент на базе собственной экспертности или мини-исследований, например, о психологии, здоровом образе жизни или с обзорами кино или того, как приготовить ужин.

  • Это создатели музыки, которую пользователи впоследствии могут использовать на площадках вроде Instagram и TikTok.

  • Это создатели визуального контента, которые, например, делают красивые фотографии для своего профиля в Instagram, а затем делятся ими с другими пользователями или коллегами по цеху.

  • Также к просьюмерам могут относиться видеографы, монтажеры, собирающие фан-видео, и многие другие.

Хотите научиться мастерски владеть всеми инструментами социальных сетей, считать статистику и планировать кампании? Курс по SMM поможет вам начать путь к победе над алгоритмами и охватами.

Иллюстрация: VadimVasenin / Depositphotos.com