Образование и работа в области архитектуры привлекает как «гуманитариев», так и «технарей». Но сегодня навыки и умения архитектора не ограничиваются только способностью придумать здание и перенести его на планы и чертежи. О роли архитектора и его образовательном пути рассказывает Олег Шапиро, архитектор, кандидат архитектуры, сооснователь и партнер архитектурного бюро Wowhaus.

Олег Шапиро

Архитектор, кандидат архитектуры, сооснователь и партнер архитектурного бюро Wowhaus, председатель Ассоциации разработчиков проектов развития территорий и комфортной городской среды

Какое образование сейчас получает архитектор, какой стандартный путь

Массовый студент проходит довольно понятный несложный путь. Молодой человек поступает в вуз, оканчивает бакалавриат, поступает в магистратуру. Может быть чуть длиннее: сначала архитектурный техникум, потом бакалавриат и магистратура. Магистратура может быть при другом вузе или даже в другой стране. Так можно расширить горизонт своих знаний и возможностей.

Для того чтобы поступить в архитектурный вуз, необходимы, конечно, специфические знания и навыки — это рисование и черчение. Их, как правило, студенты осваивают за 1–2 года до поступления на специальных подготовительных курсах.

Достаточно ли классического пути для начала работы по специальности

Классического образования достаточно, чтобы прийти в архитектурное бюро и устроиться на работу. Однако в бюро смотрят портфолио, и, если в нем только студенческие работы, это не очень хорошо. Студент, который хочет развиваться в профессии, должен быть активным — участвовать в конкурсах, проходить стажировки, где-то работать. Допустим, вы отличник, активный студент, окончили вуз, пришли в бюро и вас взяли на работу. Готовы ли вы работать архитектором? Конечно, не готовы. Вы только начинаете свой путь в профессии, начинаете обучаться на практике. Профессия архитектора — это всегда практическое дообучение.

В странах, где существует закон об архитектуре, после того как вы закончили учебу, пришли и поработали в архитектурном бюро, вы должны сдать еще квалификационный экзамен, после которого вам разрешат или не разрешат быть самостоятельным архитектором. То есть возглавлять архитектурное бюро или самостоятельно подписывать проекты.

В России есть СРО (саморегулирующиеся организации), которые занимаются сертификацией. У нас подобная история в начальной стадии есть.

В ряде бюро по всему миру и у нас в Wowhaus в том числе есть интернатура. У нас это устроено следующим образом: человек с высшим образованием подает заявку в нашу интернатуру, проходит конкурсный отбор и 3 месяца учится по нашей программе и работает в бюро за стипендию. Он участвует в нескольких проектах и получает практический навык.

Далее человек в портфолио может указать свой опыт работы с проектами. Среди бюро есть конкуренция за талантливых специалистов.

Есть понятия «архитектор» и «коммерческий архитектор». Коммерческий архитектор зарабатывает деньги массовым проектированием. Человек с амбициями обычно не хочет поступать в такие организации на работу, однако это вопрос того, как складывается жизнь «архитектурная».

Особенности работы современного архитектора

Архитектор в своей практике — это специалист широкого профиля. Классический архитектор всегда занимался объектом — планировками, фасадами, интерьером. А сейчас архитектор занимается и городской средой, мастер-планированием города или больших участков территории.

Проект Большого Парижа, например, разрабатывали порядка 10 групп. Этот проект предусматривал развитие Парижа вплоть до Ла-Манша. В проекте участвовало огромное количество разноплановых специалистов, каждую группу которых возглавлял архитектор. То есть архитектор в больших современных проектах — это объединяющее начало. Это специалист, который должен понять, люди из какой сферы ему нужны в проекте, собрать эту многопрофильную команду и руководить ею.

В создание современного большого проекта включается масса смежных профессий — социолог, антрополог, экономист, эколог.

Какие дополнительные к вузовским знания необходимы и как их получить

Архитектор никогда не делает проект один — всегда работает команда. Архитектор — это лидер сложного проекта, который должен иметь широкие знания.

Я рекомендую начинающим архитекторам находиться в постоянном процессе образования — в том числе по смежным дисциплинам. Возможно, стоит окончить магистратуру по социологии или экономике.

Дополнительные курсы по смежным дисциплинам проводят в профильных вузах. В нашем информационном пространстве есть много опций для образования. Открытые лекции, спецкурсы, онлайн-лекции, интенсивны, интернатура при бюро. Я являюсь куратором проекта «Экосистема города». Проект разработан с участием лучших представителей архитектурного рынка специально для тех, кто только начинает свою карьеру. Организаторы проекта — ФГБУ «Роскультцентр» и компания «Культура потребления». Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

На портале «Экосистема города» большой образовательный блок — это 2 обучающих курса, всего 36 лекций. Более теоретическая часть — «Архитектурная лаборатория» и практическая — «Case Study». Второй спецкурс мы создали на основе проектов Wowhaus, я и специалисты нашего бюро разбирают кейсы до мелочей: мы подробно раскрываем такие темы, как мастер-планирование, работа с объектами культурного наследия, особенности организации общественных пространств, говорим о конкуренции городов за людей и архитектурных проектах, которые притягивают к себе жителей и развивают общество, экономику города. Разбор кейсов про «эффект Тулы», реконструкцию Политехнического музея, Крымскую набережную, парк Горького и другие. Проект абсолютно бесплатный, после быстрой регистрации лекции доступны для прослушивания.

Как опытному бюро, нам важно растить кадровый резерв, и мы много времени и сил вкладываем в образовательные проекты: это и интернатура, и лекции в МАРШ, и партнерство с проектом «Экосистема города».