Практически каждый, кто интересуется кино, слышал о нуаре, неореализме, необарокко и других направлениях. Их, на самом деле, множество. Предлагаем разобраться в происхождении и особенностях некоторых стилей и направлений.

Сюрреализм зародился во Франции в середине 20 годов ХХ века и стал одной из «волн» такого течения, как авангард. Для него свойственен экспериментальный подход к творчеству. Сюрреалистические фильмы часто не имеют логической структуры и могут вызывать у зрителя недоумение и ощущение неопределенности.

Ранние признаки сюрреализма можно найти уже в работах Жана Эпштейна. Один из самых сюрреалистических фильмов — «Андалузский пес», поставленный Луисом Бунюэлем и Сальвадором Дали. Сюрреалисты предложили визуализацию таких чувств, как страх насилия, потери как внешних, так и внутренних органов, потери идентичности.

Этот стиль возник в Италии после Второй мировой войны и отличается от сюрреализма реалистичностью. Фильмы неореализма снимались на улицах городов, в них использовалось натуральное освещение, а режиссеры часто показывали детали из повседневной жизни. Так, это течение отказывалось от распространенной в то время «театральности» и павильонных съемок. Итальянские неореалистические обращали внимание на бедняков и людей из рабочего класса. В фильмах показывались сложные экономические и моральные условия общества.

«Форма, доступная миллионам» — таким был один из принципов соцреализма. Этот художественный стиль был распространен в СССР в период с 1930 по 1950 год. Он был официальной идеологией кинематографа и отражал социалистические идеалы. Фильмы были оптимистичными, героическими, подчеркивали коллективизм и лояльность к власти. Киноманифест соцреализма — фильм «Чапаев» (1934) братьев Васильевых.

Основной характеристикой фильма нуар является черно-белый визуальный стиль. В нем часто используется светотень для создания драматических теней и ярких сцен. Также в нуарных фильмах стирается грань между героем и антигероем. В них описывается жизнь преступников, детективов и жертв, затрагиваются социальные проблемы. Чтобы ознакомиться с нуаром, можно посмотреть детектив «Мальтийский сокол» (1941), психологический триллер «Тень сомнения» (1943), драму «Сансет бульвар» (1950).

Это направление возникло в Германии в 1920-х годах. Оно фокусируется на эмоциональном состоянии простых людей. В фильмах каммершпиля используются минималистичные декорации, замкнутые пространства. Часто это снятые на камеру истории простых людей. Начало камерной драмы положил фильм Карла Грюне «Улица» (1923). Еще один известный пример каммершпиля — фильм «Последний человек» Мурнау (1924).

Одно из наиболее ранних реформаторских кинотечений сложилось в 1920 годы В Германии и было распространено среди немецких режиссеров. Экспрессионизм оказал огромное влияние, заложив основу для хорроров и нуарных остросюжетных детективов. Для киноэкспрессионизма были характерны крупные планы, контрастное освещение, гротескные декорации. Символом немецкого экспрессионизма является фильм «Кабинет доктора Калигари» (1920).

Цель фильмов необарокко — создать эффект роскоши, передать эмоциональную интенсивность с помощью визуальных средств. Героями этих фильмов становятся отверженные, не понятые миром творческие личности, они часто переживают неразделенную любовь, утрату. Среди главных фильмов необарокко «Любовники с Нового моста» Лео Каракса (1991), «Луна в сточной канаве» Жан-Жак Бенекс (1983) и «Последняя битва» Люка Бессона (1983).