По данным исследования НИУ ВШЭ, около 40% студентов совмещают учебу с работой. Это всегда дается непросто. Особенно студентам магистратуры, у которых уже есть семья или желание уделять время хобби и разным проектам.

Онлайн-образование позволяет успевать больше. Можно сэкономить время на дорогу, чаще бывать с близкими и сократить расходы. Но и в таком формате нужно посещать занятия, вовремя сдавать домашние задания и много учиться. Зачем взрослые люди идут в магистратуру, как организован их график и какие инструменты помогают все успевать, рассказывают студенты онлайн-программ высшего образования Нетологии.

Сколько времени занимает учеба и как организовать свой график

Александра Неугодникова, 36 лет

Студентка онлайн-магистратуры «Финансовые технологии и аналитика» МФТИ и Нетологии

Я работаю системным аналитиком в банке и воспитываю двоих детей: им 7 и 9 лет. По первому образованию я экономист-математик. Долгое время была бизнес-аналитиком в кредитной организации, а три года назад перешла в IT-подразделение банка. Потребовалось хорошо разбираться в цифровых продуктах, банковских системах, более детально погружаться в работу с данными, и владения Excel было уже недостаточно. Чтобы разобраться в новых для меня инструментах и углубить имеющиеся знания, я пошла учиться. Мне хотелось системного подхода и структурированной подачи информации, поэтому я выбрала магистратуру.

Мой день начинается в 7 утра. Я отвожу детей в школу. Затем около двух часов занимаюсь спортом: тренируюсь в фитнесе, плаваю в бассейне или бегаю. Потом иду на работу. У меня стандартный 8-часовой рабочий день, поэтому есть помощница, которая встречает детей из школы и занимается их обедом. Дальше они сами делают уроки и ждут меня. По вечерам провожу время с ними и учусь.

Занятия в нашей магистратуре проходят три раза в неделю: в понедельник, среду и пятницу. У меня 2-часовая разница с Москвой, поэтому моя учеба начинается в 8 или 9 вечера и заканчивается в 10–11. Чаще всего я подключаюсь к занятию из дома. Если занятие лекционное и не требует активного участия, я могу параллельно выполнять домашние дела и заниматься чем-то вместе с детьми. Но если я знаю, что на вебинаре нужно будет активно участвовать, остаюсь заниматься в офисе.

Домашние задания я делаю в выходные. От недели к неделе нагрузка может быть разной. Бывает, что на самостоятельное обучение уходит до 12 часов. Но есть и недели, когда можно просто отдохнуть: провести больше времени с детьми и выспаться.

Денис Андреадис, 27 лет

Студент онлайн-магистратуры «Управление проектами в IT и digital» ИБДА РАНХиГС и Нетологии

У меня есть семья: жена и дочка 7 лет. Работаю архитектором информационных систем в дочерней ИТ-компании, также помогаю директору по оргразвитию в сообществе цифровых управленцев «я-ИТ-ы», а в магистратуре я староста группы.

Моим первым образованием был бакалавриат по прикладной информатике, но работать я начал совсем не по специальности. Занимал рабочие должности в металлургической компании и на одном из проектов в подотчетном мне подразделении перешел в ИТ-дирекцию, затем ее выделили в отдельную ИТ-компанию, в которой я сейчас и работаю. Но, чтобы развиваться дальше в проектном управлении, которым мне хочется заниматься, требовались дополнительные знания. Конечно, можно было учиться самостоятельно, но я не хотел тратить время на поиск, проверку и структурирование информации. Поэтому пошел в магистратуру, где мог получить уже отобранные и систематизированные знания.

По будням у меня простой график: днем я работаю, вечером учусь. Два раза в неделю проходят вебинары, еще три вечера, если требуется, посвящаю выполнению домашних заданий. В оставшееся время занимаюсь задачами сообщества и освобождаюсь около полуночи. Третье занятие на нашей программе проходит по субботам.

По вечерам на учебу я трачу 2–3 часа. При этом стараюсь заниматься и в течение дня. Например, видеолекции с теорией, которые нужно изучить перед вебинарами, всегда смотрю в метро по дороге на работу и на обратном пути. Одного часа в день на это хватает. Если на работе появляется свободное время, тоже уделяю его учебе, но это случается редко.

При таком графике на личную жизнь времени, конечно, недостаточно. Но выходные я обязательно посвящаю семье. Могу до полудня позаниматься какими-то делами: поучиться или сделать задачи сообщества. А после этого провожу время с семьей.

Максим Долмачев, 26 лет

Выпускник онлайн-магистратуры «Цифровое предпринимательство» ИБДА РАНХиГС и Нетологии

Я работаю продакт-менеджером в IT-стартапе и параллельно веду консультации по финансам. Кроме того, вместе с одногруппниками мы запустили собственный стартап и уже защитили по нему диплом в магистратуре.

До этого я окончил бакалавриат по экономической безопасности, полгода был риск-менеджером в брокерской компании. Но работать в офисе мне не понравилось, поэтому я ушел в частную практику и занялся финансовым консультированием. Тогда я понял, что хочу стать продакт-менеджером и впоследствии открыть собственный бизнес. Пошел в магистратуру и уже на втором курсе устроился в сервис по управлению личными финансами.

Я встаю в 5 утра. К 6 иду в зал на тренировку, занимаюсь пару часов, завтракаю и приступаю к работе. Все мои проекты организованы удаленно. С 9 до 19 я выполняю свои задачи продакт-менеджера, занимаюсь стартапом и провожу консультации. До того как устроился на работу, в основном занимался консультированием: мог вести до 12 клиентов и спокойно совмещал это с учебой.

Занятия на нашей программе проходят два раза в будни с 19 до 22 и в субботу днем. На домашние задания в последний год уходило не больше 5 часов в неделю: делал их в свободное время в течение дня и по вечерам. Еще 10–20 часов в неделю посвящал учебному проекту.

Сейчас это полноценный инвестиционный сервис, который мы разрабатывали вчетвером в течение всего обучения. Сначала он был просто частью нашего домашнего задания и давал возможность практиковаться. Затем мы занялись им серьезно. Стали дважды в неделю проводить онлайн-встречи, на которых планировали задачи и обсуждали результаты. В итоге запустили проект, который уже приносит прибыль. Одним из критериев оценки диплома в виде стартапа было сделать продажи на 100–150 тыс.рублей. Мы этот план выполнили и даже немного превысили. Так что успешно защитили диплом и планируем развивать сервис дальше.

Сабина Садыкова, 36 лет

Студентка онлайн-магистратуры «LegalTech: автоматизация юридических процессов» НИУ ВШЭ и Нетологии

Я мама близнецов 10 лет и работаю в LegalTech-компании. По образованию юрист, несколько лет работала по профессии в отделе маркетинга «ЛУКОЙЛ-Интер-Кард», а потом ушла в декрет. В связи со здоровьем детей я провела в нем около 7 лет, а когда вышла на работу, мои профессиональные знания уже устарели. При этом я заметила, что у компании появляются потребности в автоматизации юридических задач. Решила развиваться в этом направлении и пошла учиться в магистратуру по LegalTech. Мне очень понравилось. В процессе учебы захотелось сильнее погрузиться в новое направление, поэтому на первом курсе я сменила компанию и теперь работаю LegalTech-юристом.

Каждый день я встаю в 6 утра. Собираю детей и отвожу их в школу, а потом еду на работу. По вечерам учусь, гуляю с сыновьями и занимаюсь домашними делами.

Вебинары проходят 3 раза в неделю по вечерам. Иногда одновременно могу заниматься хозяйством. Но чаще всего в занятии нужно активно участвовать, и я откладываю все дела на потом. Домашние задания я выполняю по выходным, пока дети на секциях. Суммарно на это уходит около 6 часов в неделю.

Чем помогает онлайн-формат и чего ожидать от обучения

Александра Неугодникова

Студентка онлайн-магистратуры «Финансовые технологии и аналитика» МФТИ и Нетологии

Онлайн для меня — очень комфортный формат. Я живу не в Москве и вариант переезда не рассматривала, а учиться заочно в моей ситуации было бы очень неудобно. Так что очная дистанционная программа оказалась отличным решением.

Благодаря тому, что занятия проходят по вечерам, я могу спокойно совмещать учебу с работой и семьей. Бывает, что занятие застает меня в дороге или я просто на него не успеваю. Могу подключиться к нему со смартфона или посмотреть позже в записи. Кроме того, мне нравится, что часть материалов дают в формате видеолекций — я сама выбираю время на их изучение.

На нашей программе модульная система: одновременно мы проходим не более трех предметов, через 1–2 месяца сдаем по ним итоговые работы и переходим к следующим. Это удобно, потому что не нужно переключаться между большим количеством дисциплин.

Бывают ситуации, когда я не успеваю сдать домашнюю работу в срок. Безусловно, это влияет на итоговую оценку, но всегда есть возможность добрать баллы с помощью других заданий по этой дисциплине. В конце концов, ведь не страшно, если будет не пятерка, а четверка.

Денис Андреадис

Студент онлайн-магистратуры «Управление проектами в IT и digital» ИБДА РАНХиГС и Нетологии

Сначала я хотел пойти учиться офлайн: как раньше, ходить на пары в университет и встречаться с одногруппниками. Еще я боялся, что в онлайне буду забивать на учебу, потому что предыдущий опыт прохождения курсов у меня был не самым успешным. Но преимущества онлайна перевесили. Сейчас я понимаю, что личная ответственность, когда ты сам выбираешь обучение и платишь за него, меняет твое отношение. Поэтому с учебой у меня проблем не возникает: за первый курс я пропустил всего один вебинар и не сдал только одно задание. А если мы делаем групповое задание, распределяем задачи с учетом внеучебной нагрузки и помогаем друг другу.

Часто домашние задания связаны в единый проект. Выполняя их в течение семестра, можно постепенно отрабатывать новые навыки. Перед зачетом или экзаменом остается только собрать вместе все результаты и защитить проект. Поэтому подготовка к сессии не занимает много времени.

Но для этого нужно планировать, какие задания и к какому сроку требуется сдать. Как староста группы, я веду календарь, в котором собраны все дедлайны по дисциплинам университета и Нетологии. Это помогает всем спланировать график и вовремя сдавать задания.

Максим Долмачев

Выпускник онлайн-магистратуры «Цифровое предпринимательство» ИБДА РАНХиГС и Нетологии

Я из Москвы, но пошел в онлайн-магистратуру, чтобы не быть привязанным к одному городу. Удаленная учеба и работа дают мне возможность путешествовать и жить в разных местах. Так, я полгода провел в Крыму, периодически езжу во Владимирскую область.

Кроме того, я периодически прохожу разные курсы, и онлайн-формат помогает мне их совмещать. Например, в последнем семестре я проходил тренинги по коммуникациям, которые пересекались с субботними занятиями в магистратуре. Я не присутствовал на половине вебинаров, но смог посмотреть их в записи и ничего не пропустить.

Сабина Садыкова

Студентка онлайн-магистратуры «LegalTech: автоматизация юридических процессов» НИУ ВШЭ и Нетологии

Онлайн-магистратура позволяет мне проводить больше времени дома. Офлайн-учебу было бы намного сложнее совмещать с загруженностью матери-одиночки, а так я успеваю заниматься хозяйством и воспитанием детей. Кому-то может быть сложно концентрироваться и постоянно переключаться на другие дела. Но когда ты родитель, учишься все успевать — других вариантов просто нет. Конечно, я не всегда укладываюсь в дедлайны. Но в осознанном возрасте относишься к этому проще: лучше вникнуть в задание и сдать его позже, чем отправить абы как выполненную работу.

На нашей программе упор в обучении идет на практику и нет лишней теории. Это помогает быстро разобраться в теме и понять, как именно применять знания в работе. Для меня это намного более подходящий вариант, чем классическое образование, когда нужно часами слушать лекции и читать кучу литературы. Тем более что мы изучаем совершенно новую сферу: материалов в сети по ней немного и все, что говорят преподаватели, очень ценно.

Какие подходы и инструменты помогают все успевать

Александра Неугодникова

Студентка онлайн-магистратуры «Финансовые технологии и аналитика» МФТИ и Нетологии

Успевать все помогает жесткое планирование. Я заранее продумываю распорядок дня, а выходные начинаю с составления плана: смотрю, какие задания надо сдать на следующей неделе, оцениваю объемы и расставляю приоритеты. Стараюсь выполнить все за субботу и воскресенье, чтобы не перегружать рабочие дни. Но всегда держу в голове два плана: максимум и минимум. Если никак не получается сделать все задания в выходной, могу отложить менее важные и срочные на будние дни.

Главное — продумать стратегию. У нас есть ведомости, в которых можно посмотреть свои текущие баллы по предметам и оценить общую успеваемость. Это помогает приоритизировать задания и понять, какой дисциплине стоит уделить больше внимания, а какой заниматься в последнюю очередь.

Конечно, времени на все не хватает — приходится жертвовать своими увлечениями. До поступления в магистратуру я много бегала и регулярно участвовала в марафонах. Но с началом учебы количество тренировок пришлось сократить, и на подготовку к серьезным соревнованиям ресурсов не хватает. Поэтому очень важно понимать, для чего тебе образование, и в трудные моменты об этом вспоминать.

Денис Андреадис

Студент онлайн-магистратуры «Управление проектами в IT и digital» ИБДА РАНХиГС и Нетологии

Навыки и разные инструменты тайм-менеджмента очень помогают. У меня 5 календарей: личный, рабочий, семейный, учебный и сообщества. Задачи я веду в отдельном приложении. Не терплю жестких дедлайнов и придерживаюсь методологии GTD (Getting Things Done): добавляю новые дела в список задач без фиксированных сроков и выполняю их, как только появляется время или желание их сделать. Такой подход, с одной стороны, позволяет не демотивировать себя кучей задач с фиксированными сроками, а с другой — не дает впадать в прокрастинацию.

Максим Долмачев

Выпускник онлайн-магистратуры «Цифровое предпринимательство» ИБДА РАНХиГС и Нетологии

Когда я поступал в магистратуру, опасений, что я буду что-то не успевать, не было. Я привык учиться: в свободное время всегда проходил какие-то курсы и понимал, как это будет организовано. Лично я могу смотреть записи вебинаров и лекций на скорости x2 или даже x3. Перематываю, если преподаватель повторяет уже пройденный материал и резюмирует то, что было в видеолекциях. При этом, когда мне что-то непонятно, могу пересмотреть запись несколько раз.

Тем не менее мой образ жизни сильно изменился: стало меньше увлечений и встреч с друзьями. Но если в какой-то момент я понимаю, что сейчас важнее увидеться с ними, могу отложить другие дела на потом. Если горят дедлайны по учебе и работе, занимаюсь ими.

Я не сторонник жесткого планирования. Обычно у меня есть примерный план на неделю и на день. Личную жизнь и учебу я планирую в Google Календаре, проект мы ведем в сервисе Shtab, а задачи по работе — в Trello. Так я могу следить за всеми сферами ответственности и соблюдать дедлайны.

Сабина Садыкова

Студентка онлайн-магистратуры «LegalTech: автоматизация юридических процессов» НИУ ВШЭ и Нетологии

Каких-то специальных техник планирования я не применяю. Пробовала разные трекеры и приложения, но поняла, что мне проще распределять свою нагрузку интуитивно. Я просто стараюсь прислушиваться к себе. Если хочется глубоко разобраться в какой-то интересной теме, сижу и изучаю дополнительные материалы. Если совсем не хочется заниматься, не заставляю себя, а откладываю задание на другой день.

Мне нравится постоянно развиваться, поэтому дефицита в мотивации нет. Главное — в самом начале ответить себе на вопрос, действительно ли тебе нужно учиться и хочешь ли ты этого.

Мне очень важно подавать хороший пример своим детям. Я хочу, чтобы они видели, что учиться и развиваться здорово. И это действительно их увлекает: когда я прихожу с работы, они интересуются, чем я сегодня занималась, а во время занятия могут слушать вместе со мной и стараются не мешать. Мое отношение к учебе формирует их ценности. Это очень мотивирует.