По данным исследования НИУ ВШЭ, около 40% студентов совмещают учебу с работой. Это всегда дается непросто. Особенно студентам магистратуры, у которых уже есть семья или желание уделять время хобби и разным проектам.
Онлайн-образование позволяет успевать больше. Можно сэкономить время на дорогу, чаще бывать с близкими и сократить расходы. Но и в таком формате нужно посещать занятия, вовремя сдавать домашние задания и много учиться. Зачем взрослые люди идут в магистратуру, как организован их график и какие инструменты помогают все успевать, рассказывают студенты онлайн-программ высшего образования Нетологии.
Сколько времени занимает учеба и как организовать свой график
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/066/977/image/base_28df834853.jpg)
Александра Неугодникова, 36 лет
Студентка онлайн-магистратуры «Финансовые технологии и аналитика» МФТИ и Нетологии
Я работаю системным аналитиком в банке и воспитываю двоих детей: им 7 и 9 лет. По первому образованию я
Мой день начинается в 7 утра. Я отвожу детей в школу. Затем около двух часов занимаюсь спортом: тренируюсь в фитнесе, плаваю в бассейне или бегаю. Потом иду на работу. У меня стандартный 8-часовой рабочий день, поэтому есть помощница, которая встречает детей из школы и занимается их обедом. Дальше они сами делают уроки и ждут меня. По вечерам провожу время с ними и учусь.
Занятия в нашей магистратуре проходят три раза в неделю: в понедельник, среду и пятницу. У меня 2-часовая разница с Москвой, поэтому моя учеба начинается в 8 или 9 вечера и заканчивается в 10–11. Чаще всего я подключаюсь к занятию из дома. Если занятие лекционное и не требует активного участия, я могу параллельно выполнять домашние дела и заниматься чем-то вместе с детьми. Но если я знаю, что на вебинаре нужно будет активно участвовать, остаюсь заниматься в офисе.
Домашние задания я делаю в выходные. От недели к неделе нагрузка может быть разной. Бывает, что на самостоятельное обучение уходит до 12 часов. Но есть и недели, когда можно просто отдохнуть: провести больше времени с детьми и выспаться.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/066/975/image/base_14b7620c69.jpg)
Денис Андреадис, 27 лет
Студент онлайн-магистратуры «Управление проектами в IT и digital» ИБДА РАНХиГС и Нетологии
У меня есть семья: жена и дочка 7 лет. Работаю архитектором информационных систем в дочерней ИТ-компании, также помогаю директору по оргразвитию в сообществе цифровых управленцев «я-ИТ-ы», а в магистратуре я староста группы.
Моим первым образованием был бакалавриат по прикладной информатике, но работать я начал совсем не по специальности. Занимал рабочие должности в металлургической компании и на одном из проектов в подотчетном мне подразделении перешел в
По будням у меня простой график: днем я работаю, вечером учусь. Два раза в неделю проходят вебинары, еще три вечера, если требуется, посвящаю выполнению домашних заданий. В оставшееся время занимаюсь задачами сообщества и освобождаюсь около полуночи. Третье занятие на нашей программе проходит по субботам.
По вечерам на учебу я трачу 2–3 часа. При этом стараюсь заниматься и в течение дня. Например, видеолекции с теорией, которые нужно изучить перед вебинарами, всегда смотрю в метро по дороге на работу и на обратном пути. Одного часа в день на это хватает. Если на работе появляется свободное время, тоже уделяю его учебе, но это случается редко.
При таком графике на личную жизнь времени, конечно, недостаточно. Но выходные я обязательно посвящаю семье. Могу до полудня позаниматься какими-то делами: поучиться или сделать задачи сообщества. А после этого провожу время с семьей.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/066/976/image/base_1601ebfda0.jpg)
Максим Долмачев, 26 лет
Выпускник онлайн-магистратуры «Цифровое предпринимательство» ИБДА РАНХиГС и Нетологии
Я работаю продакт-менеджером в
До этого я окончил бакалавриат по экономической безопасности, полгода был риск-менеджером в брокерской компании. Но работать в офисе мне не понравилось, поэтому я ушел в частную практику и занялся финансовым консультированием. Тогда я понял, что хочу стать продакт-менеджером и впоследствии открыть собственный бизнес. Пошел в магистратуру и уже на втором курсе устроился в сервис по управлению личными финансами.
Я встаю в 5 утра. К 6 иду в зал на тренировку, занимаюсь пару часов, завтракаю и приступаю к работе. Все мои проекты организованы удаленно. С 9 до 19 я выполняю свои задачи продакт-менеджера, занимаюсь стартапом и провожу консультации. До того как устроился на работу, в основном занимался консультированием: мог вести до 12 клиентов и спокойно совмещал это с учебой.
Занятия на нашей программе проходят два раза в будни с 19 до 22 и в субботу днем. На домашние задания в последний год уходило не больше 5 часов в неделю: делал их в свободное время в течение дня и по вечерам. Еще 10–20 часов в неделю посвящал учебному проекту.
Сейчас это полноценный инвестиционный сервис, который мы разрабатывали вчетвером в течение всего обучения. Сначала он был просто частью нашего домашнего задания и давал возможность практиковаться. Затем мы занялись им серьезно. Стали дважды в неделю проводить онлайн-встречи, на которых планировали задачи и обсуждали результаты. В итоге запустили проект, который уже приносит прибыль. Одним из критериев оценки диплома в виде стартапа было сделать продажи на 100–150 тыс.рублей. Мы этот план выполнили и даже немного превысили. Так что успешно защитили диплом и планируем развивать сервис дальше.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/066/974/image/base_6e1d926b2b.jpg)
Сабина Садыкова, 36 лет
Студентка онлайн-магистратуры «LegalTech: автоматизация юридических процессов» НИУ ВШЭ и Нетологии
Я мама близнецов 10 лет и работаю в
Каждый день я встаю в 6 утра. Собираю детей и отвожу их в школу, а потом еду на работу. По вечерам учусь, гуляю с сыновьями и занимаюсь домашними делами.
Вебинары проходят 3 раза в неделю по вечерам. Иногда одновременно могу заниматься хозяйством. Но чаще всего в занятии нужно активно участвовать, и я откладываю все дела на потом. Домашние задания я выполняю по выходным, пока дети на секциях. Суммарно на это уходит около 6 часов в неделю.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Чем помогает онлайн-формат и чего ожидать от обучения
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/066/977/image/base_28df834853.jpg)
Александра Неугодникова
Студентка онлайн-магистратуры «Финансовые технологии и аналитика» МФТИ и Нетологии
Онлайн для меня — очень комфортный формат. Я живу не в Москве и вариант переезда не рассматривала, а учиться заочно в моей ситуации было бы очень неудобно. Так что очная дистанционная программа оказалась отличным решением.
Благодаря тому, что занятия проходят по вечерам, я могу спокойно совмещать учебу с работой и семьей. Бывает, что занятие застает меня в дороге или я просто на него не успеваю. Могу подключиться к нему со смартфона или посмотреть позже в записи. Кроме того, мне нравится, что часть материалов дают в формате видеолекций — я сама выбираю время на их изучение.
На нашей программе модульная система: одновременно мы проходим не более трех предметов, через 1–2 месяца сдаем по ним итоговые работы и переходим к следующим. Это удобно, потому что не нужно переключаться между большим количеством дисциплин.
Бывают ситуации, когда я не успеваю сдать домашнюю работу в срок. Безусловно, это влияет на итоговую оценку, но всегда есть возможность добрать баллы с помощью других заданий по этой дисциплине. В конце концов, ведь не страшно, если будет не пятерка, а четверка.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/066/975/image/base_14b7620c69.jpg)
Денис Андреадис
Студент онлайн-магистратуры «Управление проектами в IT и digital» ИБДА РАНХиГС и Нетологии
Сначала я хотел пойти учиться офлайн: как раньше, ходить на пары в университет и встречаться с одногруппниками. Еще я боялся, что в онлайне буду забивать на учебу, потому что предыдущий опыт прохождения курсов у меня был не самым успешным. Но преимущества онлайна перевесили. Сейчас я понимаю, что личная ответственность, когда ты сам выбираешь обучение и платишь за него, меняет твое отношение. Поэтому с учебой у меня проблем не возникает: за первый курс я пропустил всего один вебинар и не сдал только одно задание. А если мы делаем групповое задание, распределяем задачи с учетом внеучебной нагрузки и помогаем друг другу.
Часто домашние задания связаны в единый проект. Выполняя их в течение семестра, можно постепенно отрабатывать новые навыки. Перед зачетом или экзаменом остается только собрать вместе все результаты и защитить проект. Поэтому подготовка к сессии не занимает много времени.
Но для этого нужно планировать, какие задания и к какому сроку требуется сдать. Как староста группы, я веду календарь, в котором собраны все дедлайны по дисциплинам университета и Нетологии. Это помогает всем спланировать график и вовремя сдавать задания.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/066/976/image/base_1601ebfda0.jpg)
Максим Долмачев
Выпускник онлайн-магистратуры «Цифровое предпринимательство» ИБДА РАНХиГС и Нетологии
Я из Москвы, но пошел в
Кроме того, я периодически прохожу разные курсы, и
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/066/974/image/base_6e1d926b2b.jpg)
Сабина Садыкова
Студентка онлайн-магистратуры «LegalTech: автоматизация юридических процессов» НИУ ВШЭ и Нетологии
Онлайн-магистратура позволяет мне проводить больше времени дома. Офлайн-учебу было бы намного сложнее совмещать с загруженностью матери-одиночки, а так я успеваю заниматься хозяйством и воспитанием детей. Кому-то может быть сложно концентрироваться и постоянно переключаться на другие дела. Но когда ты родитель, учишься все успевать — других вариантов просто нет. Конечно, я не всегда укладываюсь в дедлайны. Но в осознанном возрасте относишься к этому проще: лучше вникнуть в задание и сдать его позже, чем отправить абы как выполненную работу.
На нашей программе упор в обучении идет на практику и нет лишней теории. Это помогает быстро разобраться в теме и понять, как именно применять знания в работе. Для меня это намного более подходящий вариант, чем классическое образование, когда нужно часами слушать лекции и читать кучу литературы. Тем более что мы изучаем совершенно новую сферу: материалов в сети по ней немного и все, что говорят преподаватели, очень ценно.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Какие подходы и инструменты помогают все успевать
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/066/977/image/base_28df834853.jpg)
Александра Неугодникова
Студентка онлайн-магистратуры «Финансовые технологии и аналитика» МФТИ и Нетологии
Успевать все помогает жесткое планирование. Я заранее продумываю распорядок дня, а выходные начинаю с составления плана: смотрю, какие задания надо сдать на следующей неделе, оцениваю объемы и расставляю приоритеты. Стараюсь выполнить все за субботу и воскресенье, чтобы не перегружать рабочие дни. Но всегда держу в голове два плана: максимум и минимум. Если никак не получается сделать все задания в выходной, могу отложить менее важные и срочные на будние дни.
Главное — продумать стратегию. У нас есть ведомости, в которых можно посмотреть свои текущие баллы по предметам и оценить общую успеваемость. Это помогает приоритизировать задания и понять, какой дисциплине стоит уделить больше внимания, а какой заниматься в последнюю очередь.
Конечно, времени на все не хватает — приходится жертвовать своими увлечениями. До поступления в магистратуру я много бегала и регулярно участвовала в марафонах. Но с началом учебы количество тренировок пришлось сократить, и на подготовку к серьезным соревнованиям ресурсов не хватает. Поэтому очень важно понимать, для чего тебе образование, и в трудные моменты об этом вспоминать.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/066/975/image/base_14b7620c69.jpg)
Денис Андреадис
Студент онлайн-магистратуры «Управление проектами в IT и digital» ИБДА РАНХиГС и Нетологии
Навыки и разные инструменты тайм-менеджмента очень помогают. У меня 5 календарей: личный, рабочий, семейный, учебный и сообщества. Задачи я веду в отдельном приложении. Не терплю жестких дедлайнов и придерживаюсь методологии GTD (Getting Things Done): добавляю новые дела в список задач без фиксированных сроков и выполняю их, как только появляется время или желание их сделать. Такой подход, с одной стороны, позволяет не демотивировать себя кучей задач с фиксированными сроками, а с другой — не дает впадать в прокрастинацию.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/066/976/image/base_1601ebfda0.jpg)
Максим Долмачев
Выпускник онлайн-магистратуры «Цифровое предпринимательство» ИБДА РАНХиГС и Нетологии
Когда я поступал в магистратуру, опасений, что я буду что-то не успевать, не было. Я привык учиться: в свободное время всегда проходил какие-то курсы и понимал, как это будет организовано. Лично я могу смотреть записи вебинаров и лекций на скорости x2 или даже x3. Перематываю, если преподаватель повторяет уже пройденный материал и резюмирует то, что было в видеолекциях. При этом, когда мне что-то непонятно, могу пересмотреть запись несколько раз.
Тем не менее мой образ жизни сильно изменился: стало меньше увлечений и встреч с друзьями. Но если в
Я не сторонник жесткого планирования. Обычно у меня есть примерный план на неделю и на день. Личную жизнь и учебу я планирую в Google Календаре, проект мы ведем в сервисе Shtab, а задачи по работе — в Trello. Так я могу следить за всеми сферами ответственности и соблюдать дедлайны.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/066/974/image/base_6e1d926b2b.jpg)
Сабина Садыкова
Студентка онлайн-магистратуры «LegalTech: автоматизация юридических процессов» НИУ ВШЭ и Нетологии
Каких-то специальных техник планирования я не применяю. Пробовала разные трекеры и приложения, но поняла, что мне проще распределять свою нагрузку интуитивно. Я просто стараюсь прислушиваться к себе. Если хочется глубоко разобраться в
Мне нравится постоянно развиваться, поэтому дефицита в мотивации нет. Главное — в самом начале ответить себе на вопрос, действительно ли тебе нужно учиться и хочешь ли ты этого.
Мне очень важно подавать хороший пример своим детям. Я хочу, чтобы они видели, что учиться и развиваться здорово. И это действительно их увлекает: когда я прихожу с работы, они интересуются, чем я сегодня занималась, а во время занятия могут слушать вместе со мной и стараются не мешать. Мое отношение к учебе формирует их ценности. Это очень мотивирует.
Комментарии
Комментировать