Сегодня дистанционное обучение — быстрый и удобный способ освоить новую профессию. Но даже имея на руках подходящий онлайн-курс, нет гарантии, что вы пройдете его до конца. Исследования показывают: сертификат о дополнительном образовании получают только 59% учащихся. О проблемах, с которыми сталкиваются слушатели онлайн-курсов, и об инструментах, которые помогают пройти обучение до конца, рассказала Татьяна Смелова, педагогический дизайнер и методический руководитель Школы экспертов в Нетологии. Подготовить материал помог Валентин Гурский, опытный студент Нетологии. Валентин сменил карьеру почти в 50 лет: изучил мобильный маркетинг и сейчас работает в воронежском стартапе Ultramarine Games, где продвигает продукты компании в приложениях, социальных сетях и других каналах цифрового маркетинга на мобильных устройствах.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/067/539/image/base_b8e2df8196.jpg)
Татьяна Смелова
Проектирует образовательные программы в Нетологии
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/067/540/image/base_cb4eb120bc.jpg)
Валентин Гурский
Студент онлайн-курсов со стажем
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Какими бывают онлайн-курсы?
Обучение — это всегда обмен знаниями и опытом. Ключевое отличие дистанционных курсов от обучения вживую в том, что в цифровой среде человек обособлен от группы. Так сложнее влиться в процесс, вы не видите однокурсников вживую и не можете оценить их реакцию на свои слова и действия. Без «физического» сообщества студенту сложнее собираться с мыслями и учиться непрерывно.
Как показали результаты исследования НИУ ВШЭ, 43% слушателей онлайн-курсов не хватало взаимодействия с одногруппниками. При учебе офлайн студенты проводят время вместе, ходят на обед и болтают в перерывах между занятиями, а в
Выделяют три типа онлайн-курсов по синхронизации студентов в учебном процессе:
Синхронный. Студенты взаимодействуют друг с другом и преподавателями в режиме реального времени, учатся в одно время, следуют единому расписанию и подстраиваются под общий темп освоения материала.
Асинхронный. Ученики занимаются, когда у них есть время: смотрят записи вебинаров, выбирают порядок тем, сдают тесты и делают домашние задания без привязки к датам.
Смешанный. Сочетает первые два формата. Например, студенты слушают вебинары, защищают групповые работы и дипломные проекты в заранее оговоренные дни, а смотрят записи лекций и задают вопросы преподавателям без привязки ко времени. Смешанный тип часто используют современные EdTech-платформы.
Независимо от формата, учеба в онлайне — это навык, который нужно тренировать и совершенствовать. Рассмотрим 4 основных проблемы, из-за которых учащиеся не доходят до конца онлайн-курсов, и предложим решения к каждой из них.
Проблема №1. Вам нужна дополнительная мотивация
Частая причина, почему студенты не завершают онлайн-курсы — это отсутствие или нехватка мотивации. Трудно довести дело до конца, если вы не понимаете, зачем это делать. Согласно закону Йеркса-Додсона, мотивация действительно влияет на результат проекта, причем эта зависимость — не линейная, а колоколообразная. То есть, при низком уровне мотивации человек не стремится совершать какие-либо действия, а с ее ростом результативность начинает возрастать, но только до определенного момента (оптимума мотивации). После преодоления оптимума уровень мотивации резко снижается, порой даже до нуля.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/067/542/image/base_49fbdc99e6.jpg)
Мотивация бывает внешней и внутренней. В первом случае человек готов выполнить задачу за вознаграждение извне, во втором — для удовлетворения своих потребностей. Например, когда вы проходите онлайн-курс, потому что хотите получить поощрение от руководства, на вас действует внешняя мотивация. Если начинаете обучение, чтобы изменить карьеру, — вами движет внутренний импульс.
Важно осознать, что независимо от формата курса, вы — главный в образовательном процессе. Опирайтесь только на себя, самостоятельно анализируйте информацию, задавайте вопросы экспертам — в этом и помогает внутренняя мотивация. Найти ее можно, установив истинные цели. Определить их и сформировать образ желаемого будущего можно с помощью пирамиды Дилтса.
![Пирамида Дилтса Пирамида Дилтса](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/067/543/image/base_66715f55ce.jpg)
Пирамида Дилтса
Пирамида состоит из шести взаимосвязанных уровней, каждый из которых предполагает ответ на ключевые вопросы. Например, уровень «способности» включает навыки, знания и таланты человека (от кулинарных и спортивных до рабочих и управленческих); на нем важно спросить себя: «Что я умею? Что у меня хорошо получается?»
Как правило, с проблемой сложно справиться на том уровне, на котором она возникла. Поэтому сначала определите, к какому уровню пирамиды Дилтса относится ваш запрос, а затем поднимитесь на ступень выше. Так, учеба касается «способностей», но прохождение курса или приобретение навыка часто связано с уровнем «ценности»: ответив на вопрос, почему важно достичь цели, вы найдете истинные мотивы для ее выполнения.
Но что делать, если вы верно определили цель обучения, а мотивации все равно мало или вовсе нет?
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/852/image/base_ad073b7700.png)
Вернитесь к изначальной цели и заново честно ответьте себе на вопрос «зачем?»
Важно постоянно помнить, зачем вы учитесь и чего хотите достичь. Сформулируйте максимально четко свою цель и представьте конечный результат: чего вы добьетесь после обучения? А чего вы лишитесь, если бросите учебу?
Например, ваша цель — повысить уровень дохода. А для чего вам это? Старайтесь понять, чего вы хотите и задавайте себе как можно больше наводящих вопросов. Когда цель четко определена, это не значит, что про нее можно забыть. Например, если курс состоит из трех модулей, то после каждого из них можно возвращаться к ожиданиям от обучения и напоминать себе о цели. Следите, актуальна ли еще ваша цель, или в процессе учебы ваши приоритеты сместились. Возможно, стоит внести в образ конечного результата корректировки?
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/853/image/base_f458f1eedf.png)
Визуализируйте результат
Некоторые ученики хотят регулярно видеть, сколько усилий они уже вложили в образование. Если для вас это тоже важно, распечатайте график обучения. Отмечайте в нем прошедшие лекции и сделанные домашние задания. К тому же такой способ помогает отрефлексировать путь из точки А в точку Б.
![Пример графика обучения. Источник: etsy.com Пример графика обучения. Источник: etsy.com](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/067/544/image/base_6acb63a35a.jpg)
Пример графика обучения. Источник: etsy.com
Сфокусируйтесь на процессе. Некоторых, наоборот, отпугивает постоянный мониторинг собственных достижений. В таком случае ориентируйтесь на процесс. Попробуйте сделать его максимально приятным и интересным — не заставляйте себя заниматься через силу и сидеть до ночи, а выработайте комфортный индивидуальный график, который будет соответствовать вашим биоритмам.
Лучше всего не перегружать мозг гигабайтами информации разом, а заниматься по
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/862/image/base_67f3f0b14e.png)
Награждайте себя
Пообещайте сделать себе подарок за окончание курса. После каждой пройденной лекции откладывайте деньги на вашу мечту. Например, Валентин решил подарить себе полет на воздушном шаре и исполнил свое желание, как только получил сертификат об окончании курса.
![Валентин после полета на воздушном шаре. И... Валентин после полета на воздушном шаре. И...](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/067/545/image/base_b1077a32a1.jpg)
Валентин после полета на воздушном шаре. Источник: личный архив
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/859/image/base_d8b15c1c88.png)
Сформируйте круг единомышленников
Это может быть тред в вашей соцсети или отдельный чат с людьми, которые, как и вы, проходят сейчас онлайн-курс. Здесь работает принцип социального доказательства. Например, некоторых мотивирует создание артефактов о своем обучении: можно делать посты, где вы будете рассказывать про прогресс обучения, делиться результатами или писать об открытиях, которые сделали в процессе освоения курса. Кроме того, от единомышленников можно получить моральную и информационную поддержку.
![Антипример социального доказательства Антипример социального доказательства](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/067/546/image/base_df8ac24a43.jpg)
Антипример социального доказательства
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/850/image/base_0c8b7d0f04.png)
Попросите поддержки у близких
Люди, которых поддерживают семья и друзья, чаще добиваются целей. Расскажите родным, что начинаете учиться и вам важно завершить обучение, делитесь с ними впечатлениями и успехами. Вера близких в ваши силы поможет не бросить дело на середине пути.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Проблема №2. Вы легко отвлекаетесь
Типичная ситуация: когда слушаете онлайн-лекцию, хочется поставить ее на паузу, сбегать поесть, погладить кота. Вы делаете это, через 10–15 минут возвращаетесь и думаете, что отдохнули. А на деле ваш мозг за это время успел перестроиться, и теперь вернуться к занятию практически невозможно.
Вот что можно сделать, чтобы сохранять концентрацию внимания:
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/852/image/base_ad073b7700.png)
Превратите рутину в приятный ритуал
Не обязательно всегда заниматься дома. Можно организовать занятия в любимой кофейне или на природе. Сходите в парк, сядьте на лавочке у озера и посмотрите вебинар — так рутинный процесс станет приключением.
Если вам комфортнее учиться из дома, перед лекцией порадуйте себя чашкой чая, перекусом или чем-то еще, что подарит позитивные эмоции. Новые впечатления повышают уровень серотонина, а он положительно влияет на работу мозга. В результате вы лучше запомните новую информацию и будете меньше отвлекаться.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/038/776/image/base_d5b5fb4b6d.jpg)
«Мой ритуал перед началом вебинара обычно состоит из двух частей. Сначала небольшая физическая нагрузка: например, гимнастика, отжимания и пресс. Это помогает разогнать кровь в организме и прогнать сонливость. Главное — не переборщить, сильная усталость не способствует успешному усвоению материала. А после тренировки я выхожу на балкон, пью кофе и медитирую».
Валентин Гурский
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/853/image/base_f458f1eedf.png)
Создайте комфортное рабочее пространство
Обстановка напрямую влияет на то, как вы будете учиться. Из-за плохо организованного места могут появиться проблемы со здоровьем (заболеть спина из-за низкого стола или ухудшиться зрение из-за плохого освещения). А если слушать вебинары, например, на кухне, где постоянно находится кто-то из домашних, вы банально будете чаще отвлекаться.
Выберите место в доме, где вам легко сконцентрироваться на учебе, и поставьте туда удобный стол шириной не менее 60 см и стул со спинкой (и желательно с подлокотниками, которые помогают держать спину ровно). Обеспечьте хорошее освещение: оптимальная мощность лампочки для рабочего места — 60–100 Вт. Добавьте мотивационные плакаты или гирлянды и дополните рабочую зону предметами декора — у Валентина, например, это бюст М.В. Ломоносова.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/862/image/base_67f3f0b14e.png)
Избавьтесь от всего, что вас отвлекает
Постарайтесь освободиться от бытовых дел, прежде чем начнется занятие. Перекусите, запаситесь водой, ответьте на сообщения от коллег. Можно надеть наушники с шумоподавлением или поставить акустическую ширму — так вы защититесь от соседей, решивших сделать ремонт, и детей, которые вернулись из школы.
Предупредите близких, что будете учиться, и попросите не отвлекать вас по пустякам. Вынести мусор или помыть посуду вы сможете и позже, когда закончится лекция.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/038/776/image/base_d5b5fb4b6d.jpg)
«Поначалу меня многое отвлекало: ласковый кот, уведомления в мессенджерах, желание устроить перерыв на еду. Решил устранить их следующим образом: перед занятием слегка перекусываю, беру с собой воду и оставляю телефон в другой комнате. Для большей концентрации на окно повесил жалюзи, которые опускаю во время занятий, и каждый раз прикрепляю лист А4 к стене, на котором пишу, что конкретно получу от занятия, если хорошо его усвою. Например, перед вебинаром по сегментации аудиторий я отмечал, что, если научусь этому, смогу запускать более эффективные рекламные кампании».
Валентин Гурский
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/859/image/base_d8b15c1c88.png)
Будьте активны
Попробуйте получить максимум пользы от нетворкинга. Старайтесь вовлекаться в общение с менторами, экспертами и одногруппниками — задавайте вопросы в общем чате, делитесь полезными ссылками, откликайтесь и помогайте коллегам по курсу найти ответы на их вопросы. Студенты, которые больше действуют, глубже погружаются в тему обучения, набирают больше часов практики и опыта, а также смелости перед будущими собеседованиями.
Если стесняетесь высказывать мысли публично, воспользуйтесь «Окном Джохари» — инструментом, который помогает лучше понять взаимоотношения с окружающими и развить самосознание. Согласно этой технике, самовосприятие человека делится на четыре зоны. Чтобы лучше понять себя в процессе обучения, распределите личные качества по соответствующим блокам. Старайтесь расширять открытую зону, ее можно «прокачать» только во взаимодействии с другими людьми.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/850/image/base_0c8b7d0f04.png)
Сосредоточьтесь
Введите табу на ежеминутные перерывы на кофе и скроллинг социальных сетей во время учебы. Помочь в этом могут специальные сервисы. Например, в приложении для концентрации внимания Forest пользователь каждый раз сажает новое дерево в виртуальном лесу. Чтобы оно выросло, нужно установить таймер (от 30 минут) и не пользоваться смартфоном, пока не пройдет положенное время, иначе дерево погибнет. А приложение Endel подойдет для выполнения домашних заданий — программа воспроизводит фоновые шумы для повышения фокуса внимания.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/860/image/base_3ab2bb5058.png)
Давайте мозгу «остыть»
Озарения часто приходят, когда мы находимся в расслабленном состоянии, поэтому выделяйте себе время на прокрастинацию. Чтобы совет сработал, нужно сначала максимально сконцентрироваться на
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/857/image/base_ae63020129.png)
«Закидывайте удочку» на будущее
Эффект Зейгарник гласит: наш мозг не любит неоконченные дела и постоянно напоминает о них. Эту особенность можно применять с пользой. Закончив одну тему, сразу откройте следующую: изучите план будущего занятия, а лучше сразу приступите к первому уроку из блока. Так мозг не даст вам оставить учебу даже спустя несколько дней.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/856/image/base_b222fc4939.png)
Конспектируйте лекции
Ведение конспектов помогает структурировать новые знания, способствует эффективному запоминанию и упрощает повторение. Человеческий мозг очень любит организованность, поэтому при ведении конспектов важна системность. Чем четче будет организован материал, тем лучше он усваивается. Вести конспекты можно от руки или в электронном формате, оба способа помогают перевести сложную информацию на привычный и понятный вам язык, а также визуализировать полученные знания.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Проблема №3. Вы загружены или устали
Обычно в начале обучения мотивация зашкаливает, и сил хватает на все — работу, учебу и личную жизнь. Но со временем, даже если нагрузка ни в одной из сфер жизни не увеличивается, вы можете почувствовать, что силы иссякают.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/067/541/image/base_d7dbe50ef7.jpg)
В состоянии стресса, тревоги и депрессии ситуация ухудшается: область мозга, отвечающая за рабочую память и эмоции, становится меньше. Мозг игнорирует информацию, которая не связана с причинами переживай, поэтому усваивать новое в этот момент бесполезно. Следовательно, и учиться становится сложнее. Когда мы испытываем эмоциональный дискомфорт, внимание хаотично скачет с темы на тему. По этой же причине мы бездумно скроллим соцсети и ленту новостей, когда огорчены или устали.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/852/image/base_ad073b7700.png)
Снизьте нагрузку в учебе
Если у вас есть возможность взять перерыв в обучении, воспользуйтесь ею. А если учитесь на программе с обратной связью, обратитесь за помощью к кураторам или тьюторам, чтобы скорректировать график обучения.
Если взять паузу нельзя, попробуйте справиться со стрессом и перегрузкой другими методами:
Медитация. Так вы короткое время остановите непрерывный мыслительный процесс и дадите нервной системе расслабиться, чтобы повысить концентрацию и внимание.
Физическая активность. Занятия спортом способствуют выработке эндорфина (гормона, позволяющего нам успокоиться и снять стресс).
Осознанность. Фокусируясь на настоящем, вы улучшаете рабочую память и способность к обучению. Необязательно выполнять специальные упражнения — даже короткая прогулка на природе поможет вам сконцентрироваться на том, что происходит в моменте.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/038/776/image/base_d5b5fb4b6d.jpg)
«В процессе обучения я неоднократно сталкивался с выгоранием. Сначала, чтобы вернуться в ресурс, пробовал брать перерыв от учебы на несколько дней. Однако затем понял, что эта техника мне не подходит, так как приходилось усиленно догонять группу. Сейчас использую такой метод: три раза в неделю хожу в спортзал, а после каждой лекции собираю модель парусника, параллельно обдумывая полученную на занятии информацию в полумедитативном состоянии. Если на время курса у меня выпадает отпуск, то еду на юг на неделю в несезон, чтобы было поменьше народа, и получается комбо: и отдых, и смена обстановки, которая способствует обучению».
Валентин Гурский
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/853/image/base_f458f1eedf.png)
Планируйте учебу заранее
Многим кажется, что если курс проходит онлайн, то и подключиться к нему можно в любую минуту. Все так, но без четкого графика мы встаем перед выбором: потратить спонтанно появившееся свободное время на учебу или на
Чтобы избежать этого, внесите обучение в ежедневник или календарь: выделите время на посещение онлайн-занятий, а также на выполнение практических и домашних заданий. Это поможет не потеряться в рутине будней и бытовых задач. К тому же вы сможете:
Перестать держать все в голове — список дел будет перед глазами, и к нему всегда можно обратиться, чтобы убедиться, что ничего не упустили.
Расставить приоритеты — учебу приходится вписывать в график вместе с рабочими и домашними делами, поэтому часто выполнение домашних заданий откладывают на поздний вечер, когда сил уже не остается. Благодаря планеру можно найти «окошки» в расписании.
Повысить мотивацию — когда ставите галочку напротив выполненной задачи, то наглядно видите прогресс и помогаете себе формировать привычку.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Проблема №4. Вы бросаете учебу без видимых причин
Иногда студенты начинают курс, проходят несколько лекций, сдают пару работ, и… забрасывают учебу. А если надолго выпасть из процесса, вернуться в строй будет трудно даже при большом желании.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/852/image/base_ad073b7700.png)
Установите, почему вы перестали учиться
Вероятно, вам не нравится курс или направление, которое вы выбрали, или завал на работе выдернул из образовательного процесса.
Разобравшись с причиной, задайте себе вопрос: что я могу с этим сделать? Постарайтесь понять, можете ли вы делегировать задачи, чтобы освободить время на обучение, и оцените масштаб отставания:
Если упущена небольшая часть курса, стоит напомнить себе о целях и нагнать отставание, пока оно не увеличилось. Можно даже связаться с менеджерами курса и напрямую посоветоваться о том, как продолжить обучение. Так, в крупных российских EdTech-платформах кураторы помогают решить не только технические проблемы, но и вопросы выгорания или распределения нагрузки.
Если же вы сильно отстали от сокурсников, логичнее будет перевестись на другой поток, который стартует позже. Если это невозможно или у вас никак не получается замотивировать себя на обучение, есть еще два решения проблемы.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/853/image/base_f458f1eedf.png)
Пересмотрите формат
Иногда мы теряем мотивацию, даже если курс интересный, потому что нам не подходит способ подачи информации. Например, нужно беспрерывно учиться несколько месяцев, а человек привык к коротким спринтам.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/862/image/base_67f3f0b14e.png)
Перейдите на другую программу
Такая опция возможна в некоторых онлайн-школах с большим количеством направлений. Чтобы наверняка сделать правильный выбор нового направления, помогут специалисты по профориентации или сервисы развития карьеры.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/859/image/base_d8b15c1c88.png)
Верните деньги за обучение
Если вы проанализировали ситуацию и твердо решили, что продолжать учебу не стоит, от прохождения курса можно отказаться. Как правило, если часть программы уже освоена, платформы возвращают частичную компенсацию соразмерно непройденным урокам.
Безвыходных ситуаций в
Комментарии
Комментировать