В декабре не только подводят итоги и готовятся к праздникам, но и анализируют тренды — например, компания Pantone выбирает цвет будущего года. Это событие, за которым следят дизайнеры, маркетологи, флористы — все, кто так или иначе работает с визуальным оформлением. За выбор отвечает Институт цвета Pantone. Разбираемся, чем занимается это подразделение и на что влияет определение цвета года.
Что делает компания Pantone
Pantone — это американская компания, основанная в пятидесятых. Изначально она производила и продавала цветные чернила. Но в 1963 году в компании разработали систему стандартизации цветов — Pantone Matching System (PMS). Это универсальная система, которую используют в разных отраслях: флористике, моде, веб-дизайне, издательском деле и других. У каждого цвета в ней есть номер и название, а сам каталог выглядит как веерная раскладка.
Сегодня система PMS популярна во всем мире. В ней больше 10 000 стандартов цвета для различных материалов, и каждые два-три года компания добавляет новые образцы. Система позволяет точно подбирать и воспроизводить цвета, а еще «подсказывает» их оптимальные сочетания. Сейчас, если вам нужен дизайн упаковки или другой продукции, назовите дизайнеру номера цветов из PMS — и получите именно тот цвет, который хотите. И не придется объяснять, что вы имели в виду под, например, «цветом морской волны, но не таким зеленоватым».

У палитры Pantone есть и другое важное преимущество, которое прежде всего касается переноса цветов на физический носитель, например бумагу или ткань. Как правило, при таком переносе используется цветовая система CMYK. Она включает несколько цветов: голубой, пурпурный, желтый и черный. При печати или окрашивании эти цвета смешивают в разных пропорциях, чтобы получить нужный оттенок.

Но смешивание цветов не всегда позволяет передать оттенок точно. В результате может возникнуть ситуация, когда цвет в электронном макете не совсем такой же, как, например, на бумаге. В палитре Pantone этого недостатка нет: нужный цвет получают заранее, и он передается без искажений.
Институт цвета Pantone и цвет года
Институт цвета — это подразделение Pantone, сотрудники которого изучают, как цвет влияет на нашу жизнь, и анализируют глобальные цветовые тренды. Кроме того, Институт консультирует компании по вопросам, связанным с использованием цвета в айдентике бренда и разработке продуктов.
Начиная с 2000 года Институт цвета называет оттенок из палитры Pantone, который, по мнению экспертов, будет самым актуальным в следующем году. При этом нельзя сказать, что Pantone просто выбирает цвет по своему усмотрению и все вынуждены считать его трендовым. Эксперты изучают, что происходит в индустрии моды, развлечений, искусства, как меняется образ жизни, какие технологии, материалы и события привлекают всеобщее внимание. В результате становится понятно, какой цвет находит максимальный отклик у потребителей разных продуктов и услуг — именно он и становится цветом года.
Таким образом, Pantone скорее фиксирует существующие тренды, чем формирует их. В то же время выбор компании делает тот или иной цвет популярнее. Pantone выпускает коллекции сувениров и гаджетов, а также делает коллаборации с крупными брендами. Например, в 2023-м появились кроссовки, ткани, инсталляции и смартфоны — все в цвете года.

Кстати о 2023-м. Цветом этого года стал Viva Magenta 18-750. Вот что о нем говорит Леатрис Айзман, исполнительный директор Института цвета:
«В век технологий мы ищем вдохновения в природе и реальной жизни. Pantone Viva Magenta 18-750 — это оттенок красного, отсылающий к кошенили, одному из самых ценных и ярких натуральных красителей… Взывая к силам природы, Pantone Viva Magenta 18-750 пробуждает наш дух, помогает обрести внутреннюю силу».

Цвет года — 2023: яркий оттенок красного, смелый, но не агрессивный.
Цветом 2024 года стал персиковый PANTONE 13-1023. По версии Института цвета, он отражает желание заботиться о себе и других, символизирует стремление к близости, сочувствие и словно дарит ощущение объятий.
Зачем определять цвет года
Дело не только в том, чтобы зафиксировать тренды. По словам Леатрис Айзман, цель Института — показать компаниям и потребителям, насколько сильным может быть влияние цвета на восприятие продукта или человека. Это инструмент коммуникации, послание, которое бренды и люди транслируют миру. Чтобы такое послание было более осознанным, эксперты Pantone рассказывают, что символизирует цвет года и как воспринимается.
Некоторые бренды и дизайнеры выпускают продукты в цветах года, даже если не сотрудничают с Pantone. Но в целом сам выбор таких цветов скорее передает настроение, ожидания потребителей и компаний от будущего года. А еще это возможность присмотреться к тому или иному цвету — попробовать неожиданные сочетания, оценить собственные ощущения и подумать, как можно его использовать для работы или самовыражения.
Комментарии
Комментировать