Мир не стоит на месте, и все больше людей осознают критическую важность саморазвития и совершенствования своих навыков. Но заинтересованы ли организации в том, чтобы их сотрудники тоже развивались? Об этом поговорили эксперты на конференции «Больше чем обучение». Делимся тезисами.
Модератор сессии:
Максим Киселев
Директор школы бизнеса, СберУниверситет
Участники дискуссии:
Джангир Джангиров
Старший вице-президент, руководитель блока «Риски» в Сбере
Андрей Россохин
Доктор психологических наук, профессор высшей школы экономики и член Парижского психоаналитического общества, заведующий кафедрой в ВШЭ
Гаррет Джонстон
Консультант по корпоративной, рыночной и клиентской стратегии, визионер, исследователь
Дмитрий Леонтьев
Доктор психологических наук, профессор, заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ
Максим Киселев: «Сейчас запрос на метакомпетенции со стороны аудитории значительно возрастает. Это подтверждает и высокий спрос на трансформационные программы. Растет тенденция не на освоение hard skills, а на обучение тому, что действительно меняет людей или позволяет им на определенном этапе своей жизни открывать новые смыслы, новые возможности управления своим ресурсом, по-новому воспринять свою жизненную стратегию».
Что такое личностная трансформация, зачем она нужна людям и заинтересованы ли в этом организации
Андрей Россохин: «Если бы мы спросили людей о том, что такое трансформация 20 или даже 70 лет назад, и сейчас, то ответы были бы практически идентичны: рост и развитие. Но никто не называет самые главные слова: фрустрация, конфликты, влечение. Если ребенок получает благоприятные условия от матери или среды, то он не будет развиваться. А развиваться его психика вынуждена через конфликты, которые создают фрустрации. Также, если мы не сможем активировать влечение у человека, которое всегда потенциально конфликтно, никакой вовлеченности не будет. Мы живем в неопределенное и нестабильное время. Мы уязвимы, и это здорово, потому что это действительность расшатывает нашу психическую ригидную структуру, заставляя развиваться. Смысл трансформации заключается не в том, чтобы делать жизнь определенной, а в том, чтобы научиться жить в этой неопределенности».
Гаррет Джонстон: «Из большого количества изученных мной моделей, которые стараются объяснить, как работают люди, как они развиваются и через какие шоковые периоды проходят, самая близкая к действительности — это циклы Кондратьева. Она говорит о том, что сейчас человечество переходит от пятого технологического уклада, где люди создавали удивительные технологии, к шестому, сосредоточенному на технологиях, которые делают удивительных людей. Если бизнес пятого уклада был клиентоориентированным, то шестой — клиентоцентричный.
Кроме того, в ближайшем будущем искусственный интеллект будет автоматизировать все, что можно выразить цифрами. Инновации как способ найти новое решение на старую проблему также уйдут в автоматизацию. Единственное, что останется как реальный конкурентный дифференциатор любой компании — его человеческая сторона. Нельзя автоматизировать целеполагание, изобретения, культуру человека. В эпоху повсеместного искусственного интеллекта решающим фактором станет естественный интеллект. Его стоит беречь, удорожать и растить у клиентов и сотрудников как можно больше».
Дмитрий Леонтьев: «Личностную трансформацию я бы определил несколькими словами: неопределенностью, сложностью и эволюцией. Подлинное развитие — это всегда движение в неизвестном направлении, им нельзя управлять. Личностная трансформация вступает в противоречие со стратегическим планированием. Личность меняется, изменяются цели, смыслы. Единственным вектором эволюции является движение от простого к сложному и одновременно более упорядоченному, организованному. Сложность увеличивает возможности системы, ее самоуправляемость».
Человекоцентричность и клиентоориентированность не одно и то же
Джангир Джангиров: «В медицине существуют понятия пациентоцентричности и человекоцентричности. Первое выражается в обследовании человека, его лечении для того, чтобы снизить риски развития серьезного заболевания в будущем. А второе заключается в прогнозировании и профилактике заболеваний, а не на лечении уже выявленных недугов, чтобы пациентов не было вообще. Когда человек приходит за кредитом, то нужно не просто предложить ему наилучшие условия и удовлетворить потребности, а понять его истинный мотив обращения, проблему и боль».
Андрей Россохин: «Клиентоцентрированность — это ситуация, при которой клиент или сотрудник выступает в качестве объекта, ему оказывают услуги, что-то продают. Человекоцентричность отличается более внимательным и индивидуальным подходом к человеку, что, конечно, бывает сложно и дорого».
Почему все больше организаций говорят о человекоцентричности, что они находят для себя в том, чтобы быть более направленными на человека
Гаррет Джонстон: «Все больше компании видят в качестве основных финансовых активов своих клиентов и применяют подход asset management, то есть управление активами. И если организация грамотно управляет активом, она хочет, чтобы он жил как можно дольше и стоил как можно дороже. Средняя компания на
Один из моих клиентов — продовольственная розничная сеть в Швейцарии, которая продает товары собственной торговой марки. Мы рекрутируем наших клиентов творить с нами и создавать лучшие продукты, используем их креативный потенциал. Потому что миллионы людей, каждый день употребляя нашу продукцию, знают лучше о достоинствах и недостатках. Ребенок придумал зубную пасту со вкусом популярного сладкого напитка, и мы сделали ее, чтобы дети захотели чистить зубы. Искусственный интеллект этого не сделает, а человеческий — сделает».
Риски личностного развития сотрудников для самой организации
Дмитрий Леонтьев: «Конечно, риски неизбежны. С ними надо работать. Один из компонентов жизнестойкости, которая помогает нам справляться со стрессами, — это как раз принятие риска, готовность действовать без гарантии положительного результата. Даже из неудач можно извлечь пользу и продолжать действовать».
«Если ты потерпел неудачу, не упусти урок», — так сказал Далай-лама.
Андрей Россохин: «В психологии есть идея о том, что будущее абсолютно неопределенно, но я считаю, что это неверно. У нас есть бессознательное, которое вносит эту колоссальную неопределенность, но если мы начинаем с этим как-то работать, то уменьшаем риски, делаем их более осознанными. И естественный интеллект нам ничем здесь не поможет, потому что он быстро будет освоен искусственным. Только бессознательное не будет поглощено технологиями: наш внутренний мир, фантазии, сновидения. И риски для каждого человека заключаются в следующем: или я остаюсь объектом, и меня поглотит искусственный интеллект, или я начну открывать свой внутренний мир.
Цель бизнеса — локализовать трансформацию человека под бизнес-задачи. Например, смысл психологов, работающих с бизнесом, не в том, чтобы экзистенциально раскрыть сотрудника и трансформировать, а помочь ему открыть свой смысл работы в организации, какое-то влечение, рискнуть измениться».
Дмитрий Леонтьев: «Трансформация человека под бизнес-задачи — это функциональная трансформация, объектоцентрированная. А личностная трансформация выходит за рамки бизнеса.
Известно, что еще в 60-е годы появилась теория X и Y к управлению организациями, предложенная американским социологом Дугласом Макгрегором в работе «The human side of enterprise». В теории X у человека нет своих интересов, он просто выполняет задачи, получает подкрепления. В теории Y человек рассматривается как личность, имеющая свои интересы, мотивацию, ценности, и с этим надо взаимодействовать.
Мы вырабатываем определенность из неопределенности. Но последняя всегда абсолютна. Теракт в
Гаррет Джонстон: «Я работаю с искусственным интеллектом с 93-го года. Если мы говорим о человеческом интеллекте и искусственном, то последний делает инновации, находит новые решения для старой проблемы путем математической оптимизации. Инновации будут автоматизированы. А изобретение — это непросто найти новое решение для старой проблемы, это найти новую проблему. Один из создателей первого самолета Орвилл Райт сказал журналистам: «Я не придумал самолет, мне надоело, что люди не могут лететь. Я видел проблему, где другие видели данность, погоду, судьбу. И я боролся с этим».
Компьютер не скажет, где боль, потому что он ее не чувствует. Поэтому изобретения пока будут за человеком.
Ответственность за рост и развитие людей в организации
Джангир Джангиров: «Я считаю, что здесь лидирующая роль — у человека, важно его желание. Но и организации заинтересованы в росте сотрудников. В больших компаниях, которые решают сложные задачи, невозможно каждый раз объяснять работникам, что нужно делать, поэтому необходимо, чтобы они росли, развивались, сами себе ставили вопросы. Человеку сложно двигаться и перестраиваться, нужно быть готовым подставить свое плечо, чтобы минимизировать риск как для сотрудника, так и самой организации».
Андрей Россохин: «Очень рискованный вариант — все ставить на организацию. Ничего не произойдет, она не изменит сотрудников. Но и сами люди меняться не будут. Нам нужна некоторая среда — корпоративная культура, которая подталкивает нас к изменениям. В Сбере этот процесс происходит как раз через взаимодействие между организацией и человеком с целью изменений».
Кроткие советы-напутствия, что делать со своим собственным развитием людям
Джангир Джангиров: «Формулируйте долгосрочные цели, личную миссию, и тогда станет понятно, зачем нужно развиваться».
Андрей Россохин: «Ничего не произойдет, если вы просто не решитесь прямо сейчас, не рискнете начать работать, например, с психологическим коучем. Нужно сделать первый шаг».
Гаррет Джонстон: «Если вы будете делать то, что вам нравится, с любовью, вы станете автоматически конкурентоспособным. Вы приобретаете идеологическую конкурентоспособность».
Дмитрий Леонтьев: «Развитие — это не столько рост, сколько усилие. Вкладывайтесь в собственное развитие».
Комментарии
Комментировать