Отвращение, страх, восхищение — кровь на экране или холсте редко оставляет нас равнодушными. Почему этот образ так сильно влияет на наши эмоции? Как и зачем режиссеры и художники веками используют кровь в искусстве? Вместе с Ольгой Уграк, аналитическим психологом, травматерапевтом, аналитиком архетипических паттернов, членом ОППЛ и экспертом просветительского проекта о донорстве крови и плазмы «+Я», мы погружаемся в символику крови, чтобы понять ее скрытые смыслы в живописи и кинематографе, от библейских сюжетов до кровавых триллеров.

Ольга Уграк
Аналитический психолог, травматерапевт, аналитик архетипических паттернов, член ОППЛ и эксперт просветительского проекта о донорстве крови и плазмы «+Я»

Кровь как символ
Кровь — это не просто красная жидкость, которая циркулирует по нашим венам и артериям. Она играет важную роль не только в физиологии — в древности люди использовали ее в качестве краски или пигмента для создания наскальных рисунков. Спустя десятки веков, с развитием живописи, образ крови уже стал нести в себе символы.
К примеру, в религиозном искусстве Средних веков и эпохи Возрождения образ крови напоминал о жертве Иисуса Христа и символизировал прощение грехов. В батальной живописи кровь отражала ужасы войны: художник Франсиско Гойя подробно изображал кровавые сцены, чтобы передать боль и страдания людей. В современной живописи, например, в картине Фрэнсиса Бэкона «Кровь на полу», она становится главным субъектом портрета и передает ощущение утраченной жизни.
С появлением кинематографа люди нашли новые способы передавать визуальную информацию и воздействовать на зрителя, и образ крови начали передавать более выразительно. В первую очередь — в хоррорах и триллерах.
В классических старых ужастиках, например, «Психо», кровь еще не слишком бросалась в глаза. Она оставалась за кадром и давала знать о себе косвенно — через звуковые эффекты и актерскую игру. В современных хоррорах кровь изображают уже максимально реалистично, чтобы усилить чувство страха. Некоторые режиссеры сделали ее частью визуального стиля для гиперболизации насилия: все мы помним фильмы Квентина Тарантино с фонтанирующей кровью.
Иногда в кинематографе кровь несет в себе и скрытый смысл. В «Сиянии» Кубрика, в сцене с лифтом, она символизирует опасность, в «Крестном отце» кровь на руках будущего босса мафии Майкла Корлеоне показывает его связь с криминальным миром.

Кровь как художественный материал
Иногда творцы идут дальше и используют в своих работах настоящую кровь. Яркий пример — скульптура Self Марка Куинна в форме головы. Она собрана из замороженной крови своего создателя и символизирует хрупкость нашего физического «я».
Еще один пример — перформанс Аны Мендьета Body Tracks. Художница использовала кровь животных как краску и наносила ее руками на белые листы бумаги на стене. Это показывает, что наша кровь всегда оставляет след, который невозможно стереть.
Акционистка Джина Пейн пошла еще дальше и наносила открытые раны прямо на своем теле. Так она хотела показать, как наша культура спокойно воспринимает насилие, наблюдая за ним в повседневной жизни.

Почему образ крови вызывает яркие эмоции?
Кровь напрямую связана с нашей физической жизнью. Если рассмотреть ее в символическом смысле, она находится внутри закрытого кожей пространства и скрыта от наших глаз — такова ее природа. Когда же мы видим кровь перед своими глазами, мы воспринимаем ее как тревожный сигнал, что целостность нашего тела нарушена. В организме вырабатывается адреналин, что вызывает чувство тревоги, усиливает концентрацию и заставляет нас быстро действовать. Не случайно красный цвет часто используют для привлечения внимания. Во всем мире именно красный сигнал светофора означает «стоп!». Этот цвет вызывает сильные эмоции, потому что у людей он ассоциируется именно с кровью, пробуждает внутреннюю реакцию и усиливает эмоциональное восприятие происходящего.
Красный может выражать как позитивное, так и негативное — в зависимости от контекста. С одной стороны, его часто связывают с агрессией. Революции и перевороты совершались под знаменами именно этого цвета, он же считается символом бога войны Марса. С другой стороны, красный символизирует добродетель, любовь и силу, которая может объединять противоположности. Как и кровь внутри нас, красный оживляет и при этом одновременно способен вызывать страх.
Сигнальный образ крови люди также могут использовать как крик души, когда нет других способов привлечь внимание. Поэтому многие творцы прибегают к теме крови, чтобы вызывать резонанс и получить реакцию: чем ужаснее, тем эффективнее.
Когда мы говорим о стыде или отвращении к крови, это уже не столько инстинктивный страх, сколько последствия коллективных культуральных правил, где не принимают природные процессы.

«Кровь, например, связана с определенными фазами женского организма, когда он обновляется и готовится к возможному зачатию новой жизни. Это естественный процесс, необходимый для продолжения рода. Однако на протяжении долгого времени женщин осуждали за это, стыдили и даже изолировали, считая это чем-то постыдным. Такое восприятие глубоко укоренилось, потому что предвзятое отношение к этому явлению передавалось из поколения в поколение».
Ольга Уграк
Комментарии
Комментировать