Хочу сразу обозначить: я не против онлайн-обучения, но я против столь популярного сейчас подхода считать онлайн-формат панацеей от всех ключевых трудностей корпоративного рынка. Человеку нужен человек, как бы банально это ни звучало (категорически рекомендую к просмотру фильм «Она», прекрасно расставляет все точки над «i»).
Когда речь идет о командности, управленческих навыках и прокачке метанавыков (и уж тем более о погружении сотрудников в новую корпоративную культуру), онлайн бессилен. Все «болезни» рынка вроде слабого командного взаимодействия, снижения мотивации и нежелания развиваться можно вылечить только системной очной коммуникацией. И все мягкие навыки, которые определяют как ключевые навыки 2020 года на Давосском форуме, в исследовании LinkedIn, в исследовании T&P, в подборках HeadHunter, невозможно развить, общаясь только с монитором.

Надя Макова
CEO и управляющий партнер проекта «Теории и практики»
На рынке онлайн-обучения, которое многие считают лекарством (пусть и с сомнительной эффективностью) от кажущихся неудобств очных форматов, самый настоящий бум. Компании, идя по пути оптимизации, переводят в видео все обучение, даже индакшен (адаптацию новых специалистов. — Прим. T&P), а я в ответ настаиваю: для развития управленческих и гибких компетенций социальный аспект обучения — ключевой.
Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.
Темная сторона онлайна
Голоса за онлайн обычно громко говорят об удобстве и гибкости, которые позволяют людям получать знания по принципу «в любое время в любом месте».
Учись из любой точки мира! Учись, когда тебе удобно! Все знания мира — в твоем компьютере! Яркие лозунги, но с двойным дном
Вместе с удобством приходят компромиссы: обучаясь онлайн, не нужно посещать жестко фиксированные по времени и месту занятия, стоимость онлайн-формата зачастую ниже, но при этом и плата за эти удобства существенна — сильное ограничение в возможности лично общаться с преподавателями, коллегами, обмениваться опытом, закреплять полученные инструменты в практической групповой работе.
Обучение — это не только интеллектуальная прокачка, но и социальная деятельность. Согласно исследованию медиа Akron Beacon, многие онлайн-студенты прямо сообщают, что им не хватает личного общения с наставниками и одногруппниками. Некоторых подобное отсутствие социального взаимодействия — и сопутствующая ему потребность быть мотивированным на выполнение работы — даже приводит к чувству изоляции и дискомфорта.
Даже самое красивое корпоративное видео не заменит хотя бы нескольких дней вводного курса с живым общением со старшими коллегами
Эмпатия, аргументация, взаимодействие в команде, эмоциональный интеллект — попробуйте потренировать эти компетенции онлайн, а затем принимайте решение об эффективности такого формата для своей ключевой команды.
Живое общение как пятый элемент успеха бизнеса
Согласно исследованию корпоративного обучения T&P, наиболее острая боль бизнеса на текущий момент — слабое кросс-функциональное взаимодействие.

Укрепить эмоциональную связь между командой и компанией, внутри команды в принципе можно только через открытую коммуникацию. У нас в T&P половина команды работает дистанционно, поэтому хотя бы несколько раз в месяц мы собираемся все вместе, и эти командировки абсолютно оправданны. Потому что даже один день, проведенный в живом общении и активном обсуждении целей и задач, заряжает команду на эффективную работу на месяц вперед. Довольно сложно наладить кросс-функциональное взаимодействие, общаясь с монитором рабочего компьютера.
Живая коммуникация создает общность интересов и эмоциональные связи между сотрудниками. Самый обычный лекторий может стать тем пятым элементом, который склеит, вдохновит и сплотит команду просто потому, что у команды появится возможность обсудить что-то вне работы, объединиться вокруг общечеловеческих тем и интересов. Люди с одинаковыми интересами работают намного эффективнее, становятся реальной командой, которую держит вместе что-то большее, чем общий KPI.

Онлайн или офлайн? И то и другое, и еще про книги не забывайте
Онлайн-элемент в образовании необходим: этот канал прекрасно работает, когда речь идет об умениях «здесь и сейчас», об инструкциях, повторяющихся задачах. Работает онлайн и в том случае, если кураторам образования хватает опыта для того, чтобы убрать социальную изоляцию. Всегда оставаться на связи, быть готовым поддержать, ответить на вопросы, расширить контекст передаваемых знаний. Здесь онлайн не может быть единственным форматом, он должен стать частью blended формата, когда теория передается онлайн, а практика — очно.

Отличный пример адекватного объединения онлайна и офлайна — университетская программа Minerva Schools. С одной стороны, студенты получают все бонусы обучения в онлайне (те самые гибкость и свободу), с другой стороны, сильный акцент на социальном взаимодействии помогает избежать типичных проблем. Minerva осознанно отходит от статичного, пассивного усвоения фактов, которое характерно для большинства университетских занятий, и называет своими главными принципами обсуждение и совместную работу. Второе серьезное преимущество — быстрая и частая обратная связь, а также еженедельные встречи для работы с преподавателями для обсуждения результатов, ответов на вопросы и решения прочих подобных задач.
Соответственно, при выборе формата важно отталкиваться от задачи целей обучения. Если речь о развитии гибких и управленческих компетенций или, тем более, укреплении кросс-функционального взаимодействия и общения в команде, выбор должен быть строго в пользу очной коммуникации. Тогда как онлайн — для просвещения, теоретической базы, научно-познавательных лекций и освоения инструкций, повторяющихся понятных действий и схем.
Непрерывное развитие (которое является философией успешного современного человека) — это обязательное использование всех доступных каналов потребления информации и типов обучения. И видеолекции, и конференции, и
Узнать больше про решения T&P для вашей компании и заказать бесплатную консультацию
Комментарии
Комментировать