Возможность работать из дома далеко не для всех компаний вынужденная и временная мера. Для многих это давняя и осознанная практика, которая, во-первых, выгодна экономически и, во-вторых, открывает широкий доступ к талантам. Распределенные команды не ограничены географией: если специалист живет на другом континенте, это не проблема. Проблема — выстроить эффективную коммуникацию и эмоциональные связи внутри таких распределенных команд.

Надя Макова
CEO и управляющий партнер проекта «Теории и практики»
Укрепление командного взаимодействия — стратегическая задача бизнеса любого типа и масштаба, но для распределенных команд она приобретает особое значение и сопряжена с определенными сложностями. Культура компании важна, потому что она влияет на то, как сотрудники и клиенты воспринимают компанию — и это во многом определяет, насколько успешным будет бизнес. Когда компания действует в соответствии с заявленными ценностями, сотрудники становятся настоящими адвокатами бренда.

В офисах культура может развиваться органически благодаря групповой деятельности или, например, обмену опытом. Время, которое люди проводят вместе, дает им ощущение общих целей и принадлежности. Создание культуры удаленной команды также может происходить органично, но для ее формирования требуется более продуманное мышление и активные усилия.
Командный дух в условиях удаленной работы — это вопрос сотрудничества, доверия и прозрачности
Но как поддерживать командный дух на удаленке, когда у вас нет возможности регулярно собирать всех на вдохновляющие обсуждения, проводить активные стратегические штурмы, праздновать дни рождения и устраивать совместные соревнования по настольным играм? Или есть?
Доверие и психологическая безопасность — вот два самых важных элемента удаленной рабочей культуры, которые предполагают атмосферу взаимного уважения и уверенности в том, что команда вас не отвергает. Именно на них нужно опираться в процессе формирования командного духа у удаленных сотрудников.
Что может и должен делать руководитель, чтобы создать атмосферу психологической безопасности и поддержать командный дух удаленных сотрудников?
Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.
Подавать пример
Если вы хотите, чтобы ваши сотрудники демонстрировали доверие и правильное отношение к рабочим процессам, вы должны делать то же самое. Если вы исчезаете из поля зрения ровно в 18:00, сотрудники воспримут это как сигнал повторить за вамиВажно! Я не призываю забыть о разделении рабочих и личных часов: быть на связи 24/7 так же неправильно, как и пропадать ровно в шесть часов вечера, — это нарушает баланс жизни и работы, который и так сложно выстроить на удаленке. Здесь речь идет скорее о том, что сотрудники должны иметь возможность обратиться к вам во внеурочное время, если случилось что-то срочное. И должны быть уверены, что вы отреагируете на проблему. — . Если вы пропускаете дедлайны, ваша команда будет считать это нормой. Помните, что культура распространяется сверху вниз. Именно лидеры устанавливают основные нормы и представления о том, что допустимо, а что нет, — хорошо, если ваш пример будет способствовать объединению команды, проявлению активности и участия.
Собирать обратную связь
Научите команду давать конструктивную обратную связь — без обвинений и переходов на личности. Попросите каждого обратить пристальное внимание на детали процессов и рассказать, что работает, а что нет. Прислушивайтесь к своим сотрудникам и вносите коррективы по мере необходимости: культура конструктивной обратной связи создает безопасную среду, дает сотрудникам понимание того, что они могут открыто высказывать свое мнение и быть услышанными.


Юлия Максина, эксперт по работе с удаленными командами:
Как поддерживать и формировать командный дух у удаленной команды? Топ-5 быстрых рекомендаций у меня следующий:
1) Придумайте свои ритуалы с командой: скайп-кофе на 15 минут, совместная зарядка в 09:00 или фото утреннего котика в чат;
2) Проводите face-to-face встречи;
3) В начале встречи сделайте чек-ин: спросите каждого участника, с каким настроением он пришел на митинг;
4) Вовлекайте в принятие решений, влияющих на командную работу, и делитесь информацией с командой;
5) Задавайте членам команды вопрос «Что я могу сделать, чтобы помочь тебе добиваться максимальных результатов?».
Ну или прочитайте книгу Патрика Ленсиони «Пять пороков команды» — это азбука руководителя. Пирамида Ленсиони позволяет восполнить пробелы в командной работе и добиваться лучших результатов.

Общаться понятно и открыто
Держите своих сотрудников в курсе всего происходящего. Ничто не разрушает команду быстрее, чем недопонимание и неуверенность. Обсуждайте проблемы по мере их возникновения и решайте ситуации, повисшие в воздухе, до того, как они начнут негативно влиять на рабочие процессы. Также необходимо договориться и обозначить все форматы и каналы для коммуникации: определить, какие вопросы решаются совместно, какие в парах / по функциям и т. д. Чтобы не было ни информационного вакуума, ни передозировки.
Узнать о сотрудниках чуть больше
По мере роста вашей команды узнавать каждого сотрудника будет все сложнее и сложнее, однако это жизненно важно для поддержания командного духа и здоровой культуры. Совсем не обязательно углубляться в недра семейных проблем, но когда вы знаете общий статус чьей-то жизни, вам легче проявить сочувствие, поддержать и не принимать вещи близко к сердцу, когда кто-то переживает трудный период. Не нужно, чтобы все вокруг обязательно были лучшими друзьями, но важно, чтобы все более или менее знали и понимали друг друга: так вы избежите скандалов, ссор и злословия. Удостоверьтесь, что в конце или начале каждого общего звонка вы оставляете немного времени на личное общение.


Анастасия Хрисанфова, директор по персоналу крупных федеральных компаний в сферах ретейла, логистики и
Мы постепенно адаптируемся к новой реальности, и сейчас самое время сфокусироваться на командах. То, что многие легко перешли на удаленку и смогут также с легкостью ее поддерживать — это иллюзия. Во-первых, был эффект инерции запущенных процессов оффлайна (1-2 недели ты как-будто в отпуске или на больничном). Во-вторых, состояние стресса от происходящих изменений дает дополнительную временную мобилизацию ресурсов. Людям будет сложнее справиться и с удержанием темпов, и с поддержанием эффективности выполнения рабочих задач, и с собственным состоянием. Поэтому сейчас нужно максимально внимательно отнестись к укреплению команд — некоторые компании уже запустили такие программы. Они охватывают сразу несколько сфер: рабочие задачи, взаимодействие и коммуникация, неформальные мероприятия и организация досуга, поддержание эмоционального тонуса.

Избегать обвинений
Ошибки случаются у всех, и, если это не регулярная практика, которая говорит о нехватке профессионализма, их стоит принять с пониманием. Если вы начнете указывать пальцем и обвинять, вы подорвете доверие и снизите моральный дух сотрудников. Поощряйте их воспринимать неудачу как возможность для обучения и помогите им найти способы конструктивно двигаться вперед, чтобы избежать аналогичных ошибок в будущем.
Не застревать в микроменеджменте
Существует немало инструментов и трекеров активности, которые позволяют следить за временем работы удаленных сотрудников. Но использовали бы вы их в офисе? А ведь исследования четко показывают, что сотрудники в офисе также склонны растрачивать часть рабочего времени совершенно непродуктивно. И им это прощается! Прелесть работы на дому заключается в том, что сотрудник может выполнять работу именно тогда, когда он наиболее продуктивен: для одних это раннее утро, для других — поздняя ночь. Не зацикливайтесь на фиксации отработанных часов, доверяйте своему выбору и измеряйте успехи на основе полученных результатов, а не затраченного времени.

Команда T&P предлагает три наиболее популярных формата для укрепления командного взаимодействия на расстоянии:
Просветительские лектории и мотивационные встречи — интеллектуальный досуг;
Интерактивные воркшопы от
экспертов-практиков — актуальные навыки для периода турбулентности;Контентная поддержка от редакции «Теории и практики» — полезный контент.
Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.
Комментарии
Комментировать