Как правило, «рутина» имеет негативные коннотации и определяется как «консервативный распорядок» и «механическая деятельность». Тем не менее она может быть полезна, особенно в нестабильные времена: такая работа может дать ощущение уверенности и безопасности. Кроме того, правильная организация рутины позволяет ввести новые привычки и, как следствие, добиться поставленных целей. По словам изобретателя Томаса Эдисона, «гений — это лишь 1% вдохновения и 99% упорного труда». Т&Р рассказывают о преимуществах рутины и о том, как сделать ее полезной.

Чем полезна рутина

Помогает справиться со стрессом

Доктор Стив Орма, клинический психолог КПТ (когнитивно-поведенческая психотерапия), специализирующийся на лечении бессонницы, беспокойства и стресса, утверждает, что рутина помогает справиться со стрессом, так как привычные однообразные действия, четкий распорядок дают ощущение уверенности и успокаивают. «Создайте определенный график для выполнения домашних дел, рабочих задач, встреч, упражнений, оплаты счетов. Как только это станет вашей обычной рутиной, вам будет легче выполнять любые задачи, потому что это станет привычкой», — советует Орма.

Дает ощущение безопасности

Карьерный коуч, писатель, автор книг «Венера и Ирис», «Что за „большая идея“» Марти Немко отмечает еще одно преимущество рутины: «Это то, что ты хорошо знаешь и умеешь. Современная жизнь переменчива, а рутина предсказуема». В свою очередь, в нестабильных новых реалиях ощущение, что вы точно знаете свое ближайшее будущее, успокаивает.

Помогает преодолеть прокрастинацию

Борьба с прокрастинацией — многоэтапный процесс, преодолеть ее с помощью одного-двух упражнений не удастся. Тем не менее четкое планомерное выполнение привычных действий поможет постепенно концентрироваться на процессе. Рутина позволяет систематизировать работу и дает понятное представление, с чего стоит начать.

Позволяет достичь целей

Рутина помогает вырабатывать полезные привычки: например, вы ежедневно учите 10 иностранных слов или стоите в планке в течение двух минут, и эти действия должны быть запланированы.

Благодаря силе маленьких шагов вы можете прийти к поставленной цели

Тренирует внимание

Чем меньше необходимость переключаться с одного действия на другое и чем больше монотонности в действиях, тем легче удерживать фокус внимания на задаче. Кроме того, фокусируясь на самом действии, вы абстрагируетесь от любых негативных мыслей и сценариев, которые могут угнетать вас.

Источник: francescoch / istockphoto.com

Источник: francescoch / istockphoto.com

Как управлять своей рутиной

Аманда Каплан, доктор медицины в NorthShore, американской системе здравоохранения NorthShore University HealthSystem, дает несколько рекомендаций по организации рутинной деятельности.

1. Расставьте приоритеты

Решите, что должно быть в вашем распорядке дня, и выделите главное. Если большая часть вашей работы — это однообразные действия, обязательно выделите время для перерывов между ними. Согласно данным нескольких исследований, на одну задачу необходимо тратить 52 минуты и затем делать перерыв на 17 минут.

2. Ставьте небольшие цели

Разбейте каждую большую цель на более мелкие. Попытки сразу выполнить все могут закончиться неудачей и демотивировать. Помните про силу маленьких шагов и двигайтесь к намеченному планомерно.

3. Выполняйте задачи в четко установленное время

Основное правило рутины — планомерность. Если вы ежедневно учите новые слова, читаете 30 минут в день или же выполняете физические упражнения, это необходимо делать в рамках установленного графика в одно и то же время. Так легче выработать полезные привычки.

4. Ищите единомышленников

Рутина может стать интереснее, если у вас есть единомышленники. Даже если вы ежедневно выполняете однообразные действия, вы можете устроить челленджи и постепенно повышать планку.

5. Следите за своим прогрессом

Фиксируйте каждое достижение, даже если оно кажется вам незначительным. Отмечайте успешно выполненные задачи и поощряйте себя за них.

6. Придумайте приятные ассоциации с рутинной работой

В ваших силах сделать процесс выполнения рутинных задач более приятным — этого можно достичь благодаря комфортной обстановке на рабочем месте или же с помощью создания дополнительных стимулов для выполнения работы.