Просмотр фильмов и сериалов может быть работой — именно этим, помимо своей просветительской деятельности, занимается художник по костюмам и историк кинокостюма Анна Баштовая. Два часа на фильм, пять часов на исследование зарубежных источников — и все для того, чтобы поделиться с аудиторией новой находкой и рассказать, как вот та красная деталь на платье главной героини раскрывает ее характер и намекает на будущее развитие сюжета… Поговорили с Анной о том, зачем вести канал о кинокостюмах и почему такая узкая тема может быть интересна рядовому читателю.

Моему каналу примерно три года — точную дату его появления я не помню, — и родился он из бессонницы. Помню, что из-за каких-то совершенно несущественных причин я долго не могла заснуть и занимала себя размышлениями о телеграм-каналах. Тогда они только-только появлялись, и существовал всего один-единственный канал, который я действительно читала, — Good morning, Karl! Кати Федоровой. Она только начинала его вести, но количество ее подписчиков на тот момент уже перевалило за несколько тысяч, и было видно, что людям интересен такой формат. Я как пишущий человек обратила на это внимание. В свое время я прошла стадию ЖЖ, уже около 12 лет пишу на фейсбук, и формат канала, который явно работал, меня заинтересовал. Ведь если канал читает несколько тысяч человек, значит, за этим есть будущее.

Так что создание канала было не совсем случайным, но все же не до конца осознанным шагом: просто после всех размышлений где-то к 4–5 утра я поняла, что надо попробовать завести свой собственный канал. В конце концов, говорить о кино я могу бесконечно, я всегда доставала этим всех своих друзей — пора было начать доставать и случайных «жертв».

Как сложилась моя любовь к кино

По образованию я переводчик с немецкого, но связать свою жизнь с кино хотела с детства. Я всегда болела фильмами, записывала по ночам VHS-кассеты, пересматривала «Дракулу» по пять раз в день… Но в этом плане я немного Тарантино, который говорил: «Я не ходил в киношколу, я смотрел кино». Вот у меня ровно такое же кинообразование: я просто с детства смотрела очень много фильмов и всегда анализировала, почему они именно такие, а не какие-то другие.

Сразу после университета я пошла работать фотографом, переехала из Хабаровска в Москву, попробовала себя в качестве стилиста, была главным редактором издания о моде, ездила на мировые Недели моды, была модным аналитиком… А потом я как-то поняла, что мода — это индустрия, где очень много денег и очень мало меня, и начала менять свой вектор работы в сторону кино. Прямо так всем и заявила, что я больше не стилист, теперь я художник по костюмам (хотя на тот момент я таковым еще не являлась). Сейчас я уже полноценный представитель этой профессии, а еще в какой-то момент, как раз через канал, меня нашла Московская школа кино, и вот уже второй год я ключевой преподаватель и сокуратор на курсе, где учат новых художников по костюмам.

Для меня канал стал отдушиной, местом, куда я могла бы транслировать свои знания. В отличие от настоящего времени, тогда я еще не преподавала в полную силу. У меня уже были изредка какие-то лекции, но тем не менее мне их не хватало, а тот же инстаграм или фейсбук — это не те платформы, где ты можешь вещать на аудиторию, которая конкретно заинтересована в кино и костюмах.

В общем, пазл сложился: канал Кати как пример, понимание формата и того, как он должен работать, плюс осознание, что в моей голове контента примерно на два месяца ежедневного постинга. Надо просто сесть и написать.

Аудитория собралась довольно-таки быстро: за первую неделю я перевалила за тысячу. Мне повезло, потому что один из моих постов форварднула как раз Катя Федорова и, кажется, Blueprint, но я их об этом не просила. Для Blueprint я писала статьи о стиле в кино, и они решили меня поддержать. Один репост, как это часто бывает, изменил все. Конечно, у меня лезли глаза на лоб, потому что я вообще не думала, что кому-то нужно то, что я делаю.

Кинокостюм — это все-таки очень узкая тема, и я не понимала такого резкого внимания к ней. Я точно не создавала канал для популяризации себя, не было у меня и мысли, что он продолжит расти дальше, но оказалось, что людям это все действительно нужно. Для меня нынешние 11 тысяч и то, что аудитория продолжает расти, приятный сюрприз. Я рада, что так много людей разделяют мою страсть к кинематографу.

Самый первый пост на канале был своего рода знакомством и объяснением названия канала: я хотела объяснить людям, что не держу их за чайников. Просто мы все чайники в знании кино, даже я, но я варюсь в этом чуть больше и, возможно, могу сказать что-то интересное. Мне было важно, чтобы люди не обиделись. Второй пост, скорее всего, был про «Бегущего по лезвию», потому что это один из главных фильмов в моей жизни, в том числе с точки зрения костюма, и, когда я заводила канал, как раз выходил новый фильм.

В какой-то момент читатели стали писать мне о том, что они «начали по-другому смотреть кино», — и для меня нет ничего приятнее того, что люди начали видеть в фильмах другие пласты, другие детали, другие смыслы. Теперь они понимают, что костюм раскрывает характер персонажа, понимают, как работает цвет, пересматривают фильмы и видят их совсем иначе. Я киноман, даже киноманьяк, для меня кино — наивысшее искусство, и поэтому мне очень приятно, когда люди делают такие открытия и все больше погружаются в мир, который я люблю всей душой. Вторая важная миссия — это популяризация профессии художника по костюмам, которая незаслуженно долгое время оставалась в тени.

Здорово, что кино из жвачки для мозгов у моей аудитории превращается в кино, где надо думать

Мой читатель — это человек, который просто любит кино. Он может быть кем угодно: ему может быть и 7, и 70 лет, не важны ни его достаток, ни возраст, ни социальное положение или профессия. Но обязательно должна быть большая любовь к кино. Потому что специфика канала такова, что только искреннее чувство и интерес к теме могут заставить человека во все это вчитываться.

Иногда я пишу и про музыку в кино, и про художественную постановку, но плана публикаций как такового у меня нет. Зато весь материал делится на два потока: фильмы, которые я смотрела давно и про которые много знаю, потому что их изучала, — это просветительское направление. И второй материал — то, что я смотрю здесь и сейчас, повестка дня, вещи, актуальные на сегодня (вроде сериалов «Чики» или «Почему женщины убивают» с совершенно потрясающими костюмами).

С читателями я тоже работаю, прислушиваюсь к ним — на канале есть отдельный чат, где люди оставляют запросы. Когда время есть, я сажусь и прямо сразу делаю материал по запросу, когда времени мало — запоминаю и возвращаюсь к теме позже. И, конечно, я отвечаю на вопросы и помогаю найти на канале материал по той теме, которую запрашивает читатель. У меня идет постоянное общение с аудиторией, и, наверное, именно потому, что во мне есть эта просветительская жилка, мне хочется доносить до людей свои знания и какие-то идеи.

Главная трудность в том, чтобы действительно вести канал, не бросать его и не забывать. Ведь параллельно я работаю как художник по костюмам на киноплощадке, у меня много съемок, надо помнить обо всем, но я не могу себе позволить не писать по 2–3 недели. У меня был такой опыт, и это не работает: либо ты берешь и ведешь канал, либо нет, серединного варианта не существует. Это полноценная работа, за которую тебе не платят, которую ты сперва делаешь для себя, а потом уже для других, — и это ответственность, которую я не могу игнорировать.