Быть взрослым далеко не просто: нужно принимать сложные решения, нести ответственность, платить налоги, ходить на работу и выполнять многие другие ритуалы. К этому прибавляется давление общества, которое требует от взрослых «соответствующего» поведения, так что в какой-то момент начинаешь понимать Питера Пена, который вообще не хотел взрослеть. Однако на сегодняшний момент человек взрослый отличается от «типичного взрослого» — рассказываем, чем.

Многоликий взрослый

Образ взрослого человека, который долгое время транслировался через различные медиа и нормы поведения, во многом собирательный. Он складывался из представлений об успехе, приличиях, из ожиданий и возможностей. Социальная роль взрослого пропитана еще и иерархическим флером: взрослому человеку предоставлено больше возможностей, с ним разговаривают более уважительно, не отказывают в обслуживании и не спрашивают: «А где твои родители?», когда он пытается расплатиться крупной купюрой.

Но на разных социальных уровнях к взрослому человеку различные требования и ограничения.

«Взрослый» — с точки зрения государства

Юридически человек становится взрослым в момент совершеннолетия, когда ему становятся доступны полная дееспособность и ответственность в соответствии с законами страны, гражданином (или резидентом) которой он является. Как правило, на этом уровне от взрослого ожидается осознание границ хорошего и плохого, законов и возможностей. Однако юридическим взрослым ничто не мешает проявлять далеко «невзрослое» поведение: жить в 50 лет с родителями, зарабатывать меньше считающейся достойной суммы, вкладываться в финансовые пирамиды и другое.

«Взрослый» как социальный статус

А вот на этом уровне располагаются пресловутые вечно тикающие часики и другие страшилки, с помощью которых человека призывают соответствовать набору стереотипов. По сути, взрослый человек с точки зрения социума и правда является набором образов и ожиданий: от него требуется определенный внешний вид, стабильная работа, подчеркнутая серьезность, но самое главное — ответственность за себя, свое дело или за другого человека (как правило, ребенка или престарелого родственника). При этом в некоторых отношениях роль ребенка может не смениться на роль взрослого вообще никогда, например, если у человека властные родители.

«Взрослый» как достижение или набор атрибутов

Представьте, что «сын маминой подруги» из детства вырос. У него есть своя недвижимость без кредита, стабильная работа с заоблачными перспективами и космическим окладом (а лучше, чтоб еще и свое дело), а еще он сыграл пышную свадьбу и завел детей. Это уже статусные атрибуты взрослого человека, которые, конечно, не всем достижимы. Однако есть вполне реальные преимущества, такие как возможность путешествовать без согласия родителей, совершать крупные покупки и так далее.

Как правило, все эти уровни стереотипов подразумевают только оболочку правильного взрослого человека, который не доставляет неудобства окружающим, подает правильный пример и каким-то образом вкладывается во всеобщее благо. В этой утопической картине из «надо», «ожидается» и «желательно» совершенно точно не хватает эмоциональной изнанки самого человека, который играет роль взрослого. Благо, сейчас разглядеть ее гораздо проще.

Во многом сложность исполнения роли взрослого заключается в том, что на разных уровнях взрослость начинается в разные моменты. На законодательном уровне смена роли происходит в момент совершеннолетия, как в Золушке — с двенадцатым ударом часов карета превращается в тыкву, кони — в мышей, беззаботное детство — в набор обязанностей. На социальном (неформальном) уровне от человека ждут окончательной фазы «взрослости», когда ему настанет пора остепениться, например, после заключения брака.

В Европе с 40-х годов по 80-е путь к взрослению примерно так и выглядел: молодой человек или девушка заканчивал/а школу, переходил/а на следующую ступень образования, заканчивал/а его, затем появлялась работа, собственное жилье, машина и дети — метаморфоза во взрослого человека завершалась. Но на сегодняшний день взрослость заключается далеко не в этом маршруте от выпускника к семейному человеку, и начинается она не в ночь восемнадцатилетия.

Когда человек начинает чувствовать себя взрослым

Взросление человека начинается в детском возрасте, с самого первого эпизода сепарации, когда он отделяется от родителей и начинает действовать самостоятельно. В этот момент начинают формироваться личные границы и понимание ответственности за свои действия.

Советский психолог и педагог Даниил Борисович Эльконин делил взрослость на две стороны:

  • Объективная взрослость
    Когда другие люди признают самостоятельность, права и обязанности взрослого члена общества. Как правило, начинается с совершеннолетием.

  • Субъективная взрослость
    Момент, когда человек (в основном, подросток) начинает ощущать себя взрослым. В этот момент он начинает перенимать взрослые нормы поведения и требовать к себе соответствующего отношения, такта, признания его решений или прав на уровне взрослого.

Ощущение взрослости у подростка формируется исходя из ролевых моделей, которые он видит в своем окружении: в первую очередь участие в этом принимают родители. Они не только подают пример взрослого поведения, но и влияют на формирование взрослости у подростка, поддерживая его или ограничивая. Именно родители могут поддерживать ребенка и помогать ему в развитии самостоятельности, финансовой и эмоциональной независимости, признавая его в роли взрослого.

Также поддержанию чувства взрослости способствует ближайшее окружение, друзья, сверстники. В результате успешной сепарации человек обретает эмоциональную независимость, финансовую и физическую независимость, он принимает решения не потому, что этого от него ждут, и не назло окружению, и также уверенно несет ответственность за принятые решения.

Типичный взрослый vs. счастливый взрослый

Взрослых на сегодняшний день существует много разновидностей. Есть стереотипные взрослые, суровые и сдержанные, образца 40–50-х годов, а есть кидалты](https://theoryandpractice.ru/posts/14565-ty-kidalt-kogda-zakanchivaetsya-detstvo-ili-otkuda-berutsya-infantilnye-vzroslye), которые и на пороге 30 не знают, кем они хотят быть, когда вырастут.

«Важно понимать, что возрастная психология — то, как мы определяем норму разных возрастов, — исходит из «средней температуры по больнице», и она изучает изменение человека в изменчивом мире. В связи с этим образ типичного взрослого перевернулся в общественном сознании уже множество раз. Сейчас детство стало более протяженным, а возможностей выбора — гораздо больше. Сейчас от 18-летних не ждут каких-то решений, принятых раз и навсегда, родители как правило не заставляют их идти на завод или печь хлеб, рожать детей и так далее. Мир изменился и продолжает изменяться очень быстро, и стереотипную картинку серьезного и собранного взрослого в пух и прах разбили новые медийные взрослые, такие как Джефф Безос, Марк Цукерберг, Стив Джобс и другие.

Возраст, в котором мы приходим к эмоциональной, физической и финансовой независимости, тоже увеличился, можно говорить, что современный взрослый вылупляется к 30 годам. Примерно в это время он осознает свои желания, свои задатки и потенциал. И именно это, а не внешние атрибуты, характеризует современного взрослого. В нынешнем представлении взрослый зрелый человек — это тот, кто принимает решения, ориентируясь на собственные ценности, который не диктует другим, что нужно идти на войну или на завод, — то есть знает свои личные границы и не нарушает чужие. Даже его родители ему не говорят, что нужно делать, потому что он успешно от них сепарировался, и не поддается стереотипам и установкам, которые транслировались ему извне», — комментирует Алена Ванченко, психотерапевт, нейропсихолог.

3 фильма о том, что быть взрослым — это не всегда скучно

К счастью, образ стереотипного взрослого давно был взят в оборот кинематографом и литературой. Авторы произведений показывают, что быть серьезным и суровым можно, но иногда встречать превратности судьбы с кислой миной и сохраняя достоинство — не самое лучшее решение.

Лавка Чудес

2007, реж. Зак Хелм

Молли — в прошлом пианистка-вундеркинд, а сейчас — работница магазина чудесных игрушек, все пытается перепрыгнуть собственные достижения из детства. Она старается быть взрослее, стремиться к тому же, к чему и люди ее возраста, но когда на нее сваливается неожиданное наследство — Молли оказывается один на один с собственными желаниями и страхами.

Кристофер Робин

2018, реж. Марк Форстер

Кристофер Робин давно уже не тот мальчик со страниц детских книг — у него серьезная взрослая работа, ради которой он жертвует временем со своей семьей. У Кристофера Робина есть маленькая дочь, такая же фантазерка, как и он когда-то. Взрослый Кристофер уже забыл о том, каково быть ребенком, но друзья из детства вернутся, чтобы напомнить ему, что взрослая жизнь — это не только работа и отчеты.

Давайте потанцуем

2004, реж. Питер Челсон

У Джона Кларка жизнь стереотипного взрослого: в ней есть достижения в виде стабильной работы, крепкого брака, но все трещит по швам — работа рутинна, а семья ускользает, пока дела поглощают героя с головой. Но вот, он решает исполнить мечту внутреннего ребенка и научиться танцевать, и его жизнь меняется.