Современный человек нацелен на продуктивность. Зачастую такие стремления приводят к некомфортному эмоциональному состоянию. Именно по этой причине важно научиться не только распознавать эмоции, но и развивать их. Мы поговорили с руководителем «Новых творческих мастерских» Новой Третьяковки, кандидатом искусствоведения Дарьей Пыркиной о том, как тренировать эмоциональный интеллект с помощью искусства и почему важно делать это с малых лет.

Дарья Пыркина

Руководитель «Новых творческих мастерских» Новой Третьяковки, кандидат искусствоведения, заведующая отделом образовательных программ Государственной Третьяковской галереи

Искусство и наши внутренние ощущения

— Какую роль в распознавании эмоций играет искусство? Как оно помогает понять свои чувства?

Искусство в первую очередь вызывает эмоции, а не «распознает» их. Определенные цвета, сюжеты, способы построения композиции — все это пробуждает в зрителе эмоциональный отклик. И одновременно это инструмент для выражения чувств и переживаний, особенно когда мы переходим к собственной творческой практике. Но даже когда мы выступаем как зрители или слушатели, в разные моменты жизни мы обращаемся к разным произведениям, и часто наш выбор зависит от эмоционального состояния.

— Можно ли научиться чувствовать искусство? И что для этого нужно?

— Да, научиться чувствовать искусство можно. Для этого необходимо научиться смотреть и анализировать произведения. Сегодня в нашей повседневной жизни перед нами мелькает бесчисленное множество визуальных образов, но большинство из них устроены так, чтобы максимально быстро понимать заложенное в них послание. Это послание чаще всего однозначно: приходи туда, покупай то, надевай это. Искусство же многослойно и многогранно, и надо научиться разглядывать эти грани и различать слои. Это как дорогое вино или блюда высокой кухни: надо еще уметь правильно оценить.

— А как все-таки научиться погружаться в искусство «многогранно»? Может быть, существуют какие-то упражнения, чтобы к этому приблизиться?

— Нужно смотреть на все вплоть до мелочей: на детали, надписи, на второстепенных персонажей, особенности наложения красок или обработки поверхности, если мы говорим, например, о скульптуре. Можно попробовать посчитать оттенки цветов. Задать себе вопросы: каких тонов больше, какие чувства каждый из них вызывает? А что могли бы означать те или иные элементы картины (открытая/закрытая дверь, зеркало, животное, предмет), какие у нас с ними ассоциации?

— Как вы думаете, чувствовать негативные эмоции от какой-либо работы — это нормально?

— Конечно, абсолютно нормально. Мир состоит из разных эмоций, далеко не все из них положительные. Искусство во многом отражает мир вокруг. Так как же можно обойтись без спектра эмоций, существующих в реальности? Еще древние греки обозначили понятие «катарсиса» с помощью искусства как очищение через страдание. Греческая трагедия вызывала и продолжает вызывать очень сильные возвышенные эмоции, но их вряд ли можно назвать приятными.

— Как понять художника и его чувства? И всегда ли это необходимо?

— Не думаю, что это всегда необходимо. В первую очередь надо понять себя и свои чувства, которые испытываешь, глядя на ту или иную работу. Хотя иногда на каком-то этапе размышлений о произведении бывает любопытно задуматься о том, что чувствовал художник в момент создания работы. И начинаешь копаться в его биографии, выяснять, а что происходило в его жизни, когда он это создавал, знал ли он людей, изображенных на картине, и т. д. Но это только часть процесса восприятия произведения. Начинать надо с себя.

Как начать чувствовать современное искусство

— Почему часто современное искусство так непонятно? Например, нередко людям тяжело распознать свои чувства, когда они смотрят на современные арт-объекты, перформансы или картины.

— К сожалению, в обществе по-прежнему бытуют стереотипы и слишком сильный акцент делается на формальной стороне, а не на содержании высказывания. Если маслом на холсте — это искусство. Если нет общепринятых «признаков произведения искусства» — значит, это не искусство. Хотя, на самом деле, на холсте можно намазать что угодно, и такая «картина маслом» не становится непременно произведением. А современные художники говорят с современным зрителем о волнующих обе стороны проблемах. Они же живут в одном мире: им гораздо проще понять друг друга, чем сегодняшнему зрителю — мастера, жившего несколько столетий назад в совершенно иных реалиях.

— Да, люди действительно зачастую боятся того, чего не понимают. Так и с современным искусством. Можете попробовать развеять стереотип, что современное искусство — это не искусство?

— Вопрос в том, что считать искусством. Если исключительно фигуративное изображение, максимально точно фиксирующее реальность, то лучшим произведением искусства станет практически любая фотография в моем или вашем смартфоне. Но ведь это не так. Смысл искусства не только в техническом мастерстве. Из круга ремесленников художники выделились еще в эпоху Ренессанса. С тех пор много споров ведется о том, что такое искусство и зачем оно нужно. При этом то, что получало уничижительные оценки критиков полтора столетия назад, сегодня имеет статус признанных шедевров.

— Как вы думаете, что нужно, чтобы понять и начать чувствовать современное искусство?

— Для начала нужно перестать искать «признаки искусства». А просто попытаться увидеть, что перед вами, что это за предметы, образы, что они могли бы значить, с чем ассоциируются, какие чувства вызывают.

Произведение искусства работает на ассоциациях, чувствах, эмоциях, ощущениях, оно не всегда поддается точной и логичной дешифровке

Очень важно дать себе прочувствовать то, что мы наблюдаем. И, возвращаясь к одному из предыдущих вопросов, это не всегда будут непременно положительные чувства.

— С чего начать свое знакомство с современным искусством, по вашему мнению? В какой музей сходить? Что посмотреть?

— Конечно, идти в Новую Третьяковку смотреть исторический авангард! Куратор одной из самых популярных мировых выставок современного искусства «Documenta» Роджер Бюргель в своем проекте провозгласил, что «модернизм является нашей новой Античностью». Тогда, в 2007 году, когда был реализован проект, эта фраза фигурировала еще со знаком вопроса, но потом укоренилась как утверждение. Именно эпоха модернизма стала той основой, на которой базируется все современное искусство, так же как предшествующая художественная традиция основывалась на античном наследии.

Ребенок и искусство

— Отличается ли то, как воспринимают искусство ребенок и взрослый?

— Да, у ребенка еще нет того багажа жизненного опыта, который есть у взрослого, — ребенок может разглядеть далеко не все слои произведения. В то же время именно дети воспринимают произведения эмоционально, а взрослые включают рациональную составляющую.

— В «Новых творческих мастерских» вы учите по-новому смотреть, понимать искусство и быть ему открытым. Для вдохновения вы можете зайти в залы Новой Третьяковки, верно? Скажите, какие работы из коллекции XX века ближе молодой аудитории? И почему?

— Я бы сказала, что все. Потому что нет никакой единой «молодой аудитории». Есть разные люди, которых объединяет возраст, похожий жизненный опыт и одна сфера интересов — искусство и музей. Но внутри этой группы множество разных субъективностей. Кто-то часами может сидеть у Кандинского, а кто-то пойдет вчитываться в Пригова. Важно, чтобы у всех была такая возможность. И ключи к пониманию и того и другого.

— Почему важно с малых лет вступать в диалог с искусством и открываться ему?

— Это расширяет и обогащает жизненный опыт, формирует полезную привычку и навык, создает многогранную личность. Это развитие кругозора, пополнение сведений о мире, о людях, об исторических эпохах, о чувствах и переживаниях. И потом, это просто приятно. Смотреть произведения искусства — это же удовольствие! Надо непременно делиться этим с детьми!

— Что делать, если ребенок не хочет понимать искусство и считает его скучным?

— Сделать паузу. Перестать уговаривать. Но с увлечением ходить на выставки и в музеи самому, а потом с увлечением обсуждать увиденное за семейным столом. Через какое-то время предложить составить вам компанию. Ну и, конечно, выбрать правильное место, где умеют показать искусство интересно.

«Как развить эмоциональный интеллект с помощью искусства»

  • Ходить в музеи и на выставки, в театры и на концерты.

  • Смотреть, чувствовать, анализировать, обсуждать, приводить родных и друзей, с ними обсуждать, обсуждать дома и в гостях, снова приходить, и так — бесконечное число раз.

  • Записывать свои эмоции, мысли, ощущения.

  • Возвращаться к уже увиденным и описанным произведениям и сравнивать свое отношение к ним в разные моменты жизни.

  • Не бояться негативных впечатлений от произведений искусства, ценить их не меньше, чем позитивные: мы же живые, мы не можем постоянно быть счастливыми, а мир вокруг не идеален.

  • Вступать в мысленный диалог с художником и/или его героями, придумывать истории, пытаться понять, какой у них характер, какие привычки, эмоции.

  • Фантазировать о том, что делают персонажи работ после того, как зрители и смотрители уходят из залов.

  • До и после похода в музей или галерею читать о выставке или экспозиции, об эпохе, о художнике или художниках, о том, как восприняли выставку профессиональные критики, но не полагаться полностью на суждение профессионалов и формировать свое.

  • Не пытаться объять необъятное, за один визит смотреть ровно столько, сколько вы и ваш спутник сможете прочувствовать и осознать.