Вся наша жизнь — это обработка и операции с информацией. Мы используем все данные, которые можем получить, чтобы принять то или иное решение, особенно когда дело касается контрактов и договоренностей, будь то покупка в магазине или переход на новую работу. Но в такие моменты мы сталкиваемся с ситуацией, когда одна из сторон договора знает немного (или много) больше, чем вторая. Рассказываем, как такая асимметрия информации влияет на нашу жизнь.

Что такое асимметрия информации?

Асимметрией информации называют неравномерное распределение знаний между различными участниками договора. Термин этот пришел из микроэкономической теории и в основном касается отношений, где задействованы деньги и другие экономические ресурсы.

Например, когда человек приходит покупать новую технику и ищет что подешевле, продавец может предложить ему товар, бывший в употреблении или вообще купленный с рук. Если продавец недобросовестный, то он даже не упомянет об этом, в то время как покупатель, заинтересованный в собственной выгоде, может и не задуматься о том, почему новый телефон стоит так дешево, для него главными факторами покупки станут цена и обаяние продавца. В тот момент, когда один из участников заключающегося договора не до конца честен со второй стороной, возникает асимметрия информации.

Впервые этот термин упомянул американский экономист Кеннет Эрроу в статье 1963 года, а в 1970 году вышла статья «Рынок „лимонов“» Джорджа Акерлофа, который объяснил концепцию асимметрии информации на рынке подержанных автомобилей, которые называют «лимонами». Так, человек, который покупает машину, готов заплатить меньшую цену, потому что не знает, попадется ли ему хороший автомобиль или машина со скрытыми дефектами. Если предположить, что каждый человек будет занимать аналогичную позицию, на рынке произойдет отрицательный отбор и хорошие автомобили потеряют конкурентное преимущество.

Виды асимметрии информации

Всего их два, и определяются они последствиями этой асимметрии:

Скрытые свойства
Это, например, дефекты, о которых не знает вторая сторона контракта. Например, когда вы устанавливаете приложение и узнаете, что в нем большая часть функций может быть разблокирована только при покупке дорогой подписки, а до тех пор, пока вы ее не оплатите, вам будет показываться реклама каждые 10 минут.

Моральные риски
Это действия, которые выполнила или не выполнила одна из сторон договора. Например, вы наняли на работу сотрудника, с которым условились о выполнении ряда задач к определенному сроку. В результате из стороннего источника вы понимаете, что сотрудник не работал сам, а плагиатил чужую работу, чуть-чуть переставляя местами слова или перевешивая бантики, что привело к моральным и имиджевым рискам для вашей компании.

Асимметрия информации не всегда является синонимом мошенничества или злого умысла. Она может быть и следствием легкомысленного поведения или просто распространения ненадежной информации, которая меняет расстановку сил на рынке. Даже оставленный под каким-нибудь товаром или услугой отзыв может сдвинуть чашу весов в пользу продавца или покупателя. Одним из способов преодоления асимметрии является фактчекинг — внимательная и вдумчивая проверка предоставляемой вам информации.