Слово «метавселенная» в последнее время используют практически так же часто, как «мультивселенную» в последних фильмах студии Marvel. Но если с супергеройской мультивселенной все относительно понятно, то метавселенная порождает больше вопросов, чем ответов. Создатели технологических решений обещают, что метавселенная станет новым словом в мире пользовательского опыта, но пользователи с трудом могут представить себе что-то за пределами рекламной кампании Meta. Разберемся, о чем все говорят: что мы представляем когда слышим слово «метавселенная», что готовят технологические компании, когда используют это наименование и что нас ждет на самом деле.

Макс Курпа

Основатель EduDo — социальной платформы для дискуссий в видеоформате

Теория: откуда появилась метавселенная?

Слово «метавселенная» пришло к нам из научной фантастики 90-x, а сейчас стало мощным трендом в технологиях. В первую очередь на ум приходит масштабное виртуальное 3D-пространство, в котором может находиться неограниченное число пользователей, как в «Троне» или «Первому игроку приготовиться». Пользователи могут взаимодействовать друг с другом и с пространством.

Такие виртуальные 3D-пространства уже существуют, но они являются закрытыми системами внутри коммерческих компаний. Они не связаны со схожими продуктами других компаний на уровне передачи цифровых активов из одного пространства в другое.

Это представление в принципе соответствует реальности, но является лишь верхушкой айсберга под названием «метавселенная». Это не просто дополненная реальность, она многофункциональна, многомерна и соответствует современным запросам. Таким как:

  • Более полный и насыщенный опыт цифрового взаимодействия. Здесь мы говорим о внутреннем наполнении этой коммуникации, о большем разнообразии пользовательского опыта, который может быть получен через: путешествия по гиперреалистичным копиям чудес света, эмоции и ощущения, близкие к реальным, общение с людьми в цифровом пространстве.

  • Опыт цифрового взаимодействия, близкий к реальному. В этом контексте нам уже важнее «оболочка» цифровой коммуникации, когда она приближена к реальности, и мы не испытываем «Эффекта зловещей долины».

Техногенные изменения в окружающем мире сделали эти запросы исполнимыми: масштабная цифровизация социального взаимодействия, появление интерфейсов для получения опыта взаимодействия, приближенного к реальности (AR/VR), созданное понимание ценности цифровых активов в сознании современных людей.

Метапространство — это виртуальное пространство, позволяющее преодолеть ограничения реального мира.

Ограничений реального мира достаточно: социальные, этические, экономические, физические. В виртуальном пространстве вопрос физических ограничений является скорее этическим: физические формы или взаимодействия, доступные в метапространстве, определяются его создателем.

Метавселенная на практике

Ряд технологических гигантов, таких как: Meta (ex. Facebook), NVidea, Microsoft уже развивают свои метапространства, которые находятся на разных стадиях создания: Horizon Worlds, Omniverse, Mesh for Teams. Кроме них существуют игровые гиганты с уже существующими игровыми метапространствами: Roblox, Fortnite.

Метавселенная начинается с метапространств, примерно как сложный организм начинается с клеток. Все эти пространства должны быть синхронизированы и находиться во взаимодействии.

Каждое из существующих или заявленных метапространств является продуктом коммерческих компаний, который создавался в уже существующей системе ценностей. Наличие экономической конкуренции определяет развитие каждого из метапространств как закрытой системы, то есть создатели наделяют каждое из пространств определенными возможностями и свободами: социальными, экономическими, личными. Вектор развития этих коммерческих компаний определяет и то, что будет представлено в каждом из метапространств. В одних пространствах можно носить брендовую виртуальную одежду, в других — делать гиперреалистичные аватары и так далее.

Каждое из метапространств будет являться частью инфраструктуры коммерческих компаний, которые находятся в конкурентной среде. Это сразу исключает общую экономическую и социальную политику для всех этих пространств: что запрещено в одной метавселенной, будет разрешено в другой. Конкуренция является барьером для достижения консенсуса в этом вопросе, поэтому и будет являться критерием для принятия решения в развитии каждого метапространства.

Определяющим критерием роста для метапространств является внимание пользователей. Основное внимание пользователей получит то, где будет возможно удовлетворение большей части потребностей максимально просто и быстро. Исходя из этого можно сделать вывод, что метапространство, поддерживающее в себе большее число существующих возможностей и решающее большее число потребностей, будет являться лидером в этой нише.

Можно предположить, что каждое из коммерческих метапространств будет пронизано наследием создателей:

  • Управляемая и ограниченная экономика: предполагает использование внутренней валюты для обмена активами.

  • Физические ограничения метапространства: отдельные виртуальные комнаты, ограниченность инструментов для визуальной персонализации своей метапроекции, возможность и способы перемещения в метамире, инструментарий для созидательной деятельности.

  • Определенная социальная структура: наличие каст и ролей, общественные правила и порядки.

Сейчас мы заходим на разные страницы браузера, чтобы почитать новости, оплатить товары или услуги, отправить сообщения другим людям. На каждую из этих потребностей мы тратим разное время. Схожий опыт нас ожидает и с метапространствами: где-то мы будем трудиться и созидать, где-то — развлекаться и отдыхать. В конкуренции за внимание создатели будут расширять возможности своих пространств и интегрировать в них больше возможностей для удовлетворения актуальных потребностей: от интеграции различных платежных систем до представления брендированного контента, например, цифровой одежды или вариантов внешности для аватара.

Метавселенная — это амбициозная концепция. Возведенная в абсолют, она больше всего напоминает «Матрицу». Но, к счастью или к сожалению, до «Матрицы» нам еще далеко, в ближайшем времени нас ждут скорее прототипы и их вариации. Но это не значит, что метавселенная невозможна, правильнее будет сказать, что мы вряд ли встретимся с ней в ближайшем будущем, ведь для создания такого масштабного пространства компаниям нужно аккумулировать ресурсы, и — что еще важнее — договориться об универсальных правилах игры.