Создатели игровых продуктов сейчас особенно востребованы на рынке. И речь, как ни странно, не только про разработку компьютерных игр. Современные компании геймифицируют общение с клиентами, например, добавляя в свои приложения игровые элементы. Лидеры технологического мира работают над появлением метавселенных ― виртуальных пространств, где люди по-новому смогут взаимодействовать друг с другом, и которые будут разрабатывать геймдизайнеры. Запрос на таких специалистов на рынке труда велик, но соискателей мало даже на начальном профессиональном уровне, поскольку качественного образования в этой сфере до недавнего времени практически не было.
О работе изнутри и лайфхаках для будущих специалистов рассказали основатели и разработчики своих собственных геймдев-проектов и преподаватели курса по геймдизайну в Нетологии Сергей Гимельрейх и Вадим Старыгин.

Сергей Гимельрейх
Основатель творческого пространства авторов игр «Индикатор», куратор и преподаватель на курсе «Геймдизайн» в Нетологии

Вадим Старыгин
Инди-разработчик и владелец студии Elite Games Ltd, преподаватель на курсе «Геймдизайн» в Нетологии

Впечатления и уникальный опыт ― новая валюта
За последние четыре года индустрия игр в России выросла в 1,6 раз. По прогнозам за 2021 год ее объем составит более 165 млрд рублей. А объемы глобального рынка, по данным NewZoo, в этом году достигнут 175,5 млрд долларов. И хотя эксперты предвещают небольшой спад темпов роста сегмента, в целом отрасль геймдева остается одной из самых прогрессивных в мире.
Заметное влияние на развитие игровой индустрии сегодня оказывает так называемая «экономика впечатлений», когда важным становится не факт покупки товаров, а эмоции и чувства, которые при этом испытывает потребитель. Этот тренд заставляет бизнес пересматривать подходы к продвижению продуктов и внедрять новые форматы взаимодействия с человеком. И здесь на первый план выходят игры ― участники рынка все глубже осознают, что их можно использовать абсолютно по-разному: чтобы что-то продать, рассказать историю или обучить полезному навыку.
Вадим Старыгин: «Откройте, к примеру, банковское приложение ― там будут квесты, достижения, вам будут что-то рекомендовать. Все это делал геймдизайнер, его работа заключалась в том, чтобы вам было интересно пользоваться этим сервисом».
Крупные компании, например, Google и Apple, сейчас заявляют о создании своих метавселенных, в Facebook эту стратегию даже отразили в новом названии компании ― Meta. Виртуальным мирам для работы, игр и множества других видов деятельности требуются свои архитекторы, функционал которых во многом схож с задачами геймдизайнера. Как будет выглядеть «объемный интернет»? Что будет видеть человек, надевший шлем виртуальной реальности и подключившийся к «иному миру»? Как технологическими средствами создать новые переживания и опыт? Всеми этими вопросами будут заниматься геймдизайнеры, ведь игры, приложения и соцсети должны быть упорядочены в этом едином виртуальном пространстве.
Сергей Гимельрейх: «Самое ценное для потребителя сегодня ― новые впечатления, потому что все остальное мы, по сути, уже получили. Человек хочет выйти за пределы своего собственного я и прожить несколько жизней за одну. На мой взгляд, тренд на создание огромных виртуальных вселенных лишний раз подтверждает, что люди, которые конструируют новый человеческий опыт, а геймдизайнеры таковыми являются, станут одними из самых востребованных специалистов в будущем».
Кто такой геймдизайнер?
Профессия геймдизайнера во многом схожа с режиссерской. Задача обеих ― создать уникальный опыт, который бы увлек человека, а в идеале ― позволил пережить новые эмоции. Но есть один ключевой аспект: в отличие от фильма, с игрой аудитория взаимодействует активно, поэтому геймдизайнеру недостаточно просто рассказать историю ― игрок должен хотеть прожить ее в буквальном смысле слова.
Сергей Гимельрейх: «Представьте себе, что игрок появляется в комнате, и геймдизайнеру нужно, чтобы он совершил в ней какое-то действие. Например, пошел жарить яичницу. Недостаточно просто поместить его на кухню ― человеку нужно намекнуть, что следует сделать прямо сейчас. К примеру, у игрока на экране появляется индикатор «голод», и сразу возникает мысль «а не пойти ли мне к холодильнику?»
Геймдизайн — это разработка затягивающего виртуального пространства, увлекательного сюжета и множества внутриигровых обстоятельств, где от каждого решения персонажа зависит исход всей игры. Необходимо глубоко погрузиться в психологию человека, чтобы создать ситуации и условия, где игрок будет делать то, что вам нужно, испытывая при этом определенные эмоции. Это непростая задача, особенно в играх с открытым миром, где можно делать все что угодно: охотиться, готовить еду, ездить, бегать, взаимодействовать с разнообразными предметами.
Будем на связи! Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте каждую неделю подборки актуальных и интересных статей от нашей команды.
Какие бывают геймдизайнеры?
В зависимости от задач геймдизайнеры могут быть как «технического», так и «гуманитарного» уклона. Но это разделение происходит только в глобальных проектах, которые задействуют группы из десятков специалистов. В маленьких коллективах один человек может выполнять все указанные ниже задачи.

Level-дизайнеры занимаются организацией игрового пространства, продумывают, что человек будет испытывать, взаимодействуя с окружением. С помощью аудиовизуальных средств эти люди создают у игроков различные переживания: мрачный коридор будет «давить» на подсознание, в то время как светлое открытое пространство, например, цветущее поле, даст ощущение «легкого дыхания».

Баланс-дизайнеры по сути занимаются «эмоциональной математикой», контролируя числа и значения внутри игровых систем. Например, персонаж с большим показателем здоровья или силы будет восприниматься игроком как грозный и сильный соперник, и наоборот. Если поместить персонажа с низким «зарядом» здоровья в круг вооруженных противников, чей уровень сил порядком выше, несложно догадаться, какие эмоции испытает игрок.

Нарративные дизайнеры работают над задачами, связанными со способами передачи истории игроку. Они внедряют сюжет, вплетая его элементы буквально во все ― от пространства до механик взаимодействия. Нарративные дизайнеры по сути создают в сознании аудитории задуманные автором переживания. От их работы также зависит настрой и атмосфера в тех или иных игровых ситуациях.

Системные дизайнеры прорабатывают, как будет происходить передвижение в игре, каким будет интерфейс, как будет функционировать тот или иной элемент геймплея. Они занимаются этими и многими другими вопросами, связанными со способами взаимодействия человека с игровым миром.

Монетизаторы разрабатывают механики, которые будут мотивировать игрока тратить деньги. Обычно это достигается внедрением систем поощрений ― полезных игровых элементов, купить которые можно только на определенном уровне игры.
Что должен уметь геймдизайнер и как этому научиться?
Геймдизайнер отвечает за полный цикл создания игры, поэтому спектр его задач многогранен: он разрабатывает концепцию, проектирует уровни и механики, составляет техническую документацию, распределяет роли между участниками команды, знает основы игровой экономики и умеет разрабатывать стратегию продвижения и вывода продукта на рынок.
Сергей Гимельрейх: «Помимо блоков о концепции, проектировании и создании прототипа игры, в Нетологии отдельным блоком мы разбираем на примерах студенческих работ, как сделать их игровые продукты более прибыльными и заинтересовать потенциальных инвесторов вложить в них деньги. Эти знания такие же важные, как и знания о процессе создания игр».
Профессия геймдизайнера предполагает постоянное саморазвитие, поскольку ему необходимо обладать знаниями из совершенно разных дисциплин. Например, важно знать психологию, философию и математику, разбираться, как работает теория относительности. Кроме того, геймдизайнеру пригодятся знания из области изобразительного искусства, чтобы понимать, как правильно расположить элементы в пространстве или, например, как работает свет. Будет полезно изучить приемы и техники из киноиндустрии и освоить теорию музыки, потому что аудиальное настроение в игре ― тоже очень важный фактор.
Сергей Гимельрейх: «Допустим, создается игра про эпоху средневековья или Древний Египет. Геймдизайнеру необходимо погрузиться в контекст, посвященный этому историческому периоду, вместе с
Вадим Старыгин: «Это креативная работа, где много межкомандного и междисциплинарного взаимодействия. В ней придется много общаться с другими людьми и объяснять на их языке, что вы хотите. Художникам ― на творческом, программистам ― на программистском».
Есть несколько способов попасть в игровую индустрию и стать геймдизайнером. Во-первых, можно создать с нуля свой собственный проект, однако это дорогостоящий и трудоемкий процесс, с которым новичку будет нелегко справиться из-за отсутствия опыта. Во-вторых, можно получить образование на профильных курсах или в вузе. В этом случае, важно обращать внимание на учебную программу: насколько широкие навыки и знания предлагает вам та или иная образовательная площадка.
Сергей Гимельрейх: «Большая часть геймдизайнерских дисциплин сейчас преподается в технических вузах. То есть, выпускаются оттуда, скорее, геймдизайнеры-программисты. Я лично не согласен с таким положением дел, ведь это более гуманитарная наука, чем техническая. На курсе геймдизайна в Нетологии мы много говорим о том, как устроен нарративный дизайн в контексте игр, об особенностях дизайна пространства и принципах взаимодействия человека с ним. В целом на рынке сегодня достаточно специализированных курсов и
Не менее важный пункт, на который стоит обратить внимание при выборе обучения на геймдизайнера — есть ли в программе разработка своего продукта или прототипа игры, который можно приложить к портфолио при устройстве на работу. Если нет, или будущий геймдизайнер решил самостоятельно обучиться профессии, есть несколько выходов из ситуации. Отличный вариант «набить» портфолио ― участвовать в так называемых гейм-джемах, краткосрочных соревнованиях специалистов разных уровней подготовки по созданию игр на заданную тематику.
Вадим Старыгин: «А еще можно придумать новую логику игры. Причем, это может быть как модификация готовой игры, так и трансформация или разработка оффлайн продукта, например, своего собственного пазла или настолки. Вы можете прийти в игровую компанию, даже если у вас на руках есть только такие наработки. Это все геймдизайн, это все креатив, геймификация. Для работодателя это будет дополнительным плюсом к имеющимися у вас знаниям».
Сколько зарабатывает геймдизайнер?
Порядок зарплат зависит, в первую очередь, от опыта работы, географии проживания и того, где находится компания, но не менее важное значение имеет направленность специалиста. К примеру, level-геймдизайнер будет зарабатывать больше, чем гейм-сценарист. Если смотреть в общем, то ситуация по стране примерно такая:
геймдизайнер без опыта работы может рассчитывать на зарплату от 30 000 до 80 000 рублей;
геймдизайнер с опытом работы от года до трех лет может получать в среднем до 150–160 000 рублей;
уровень заработной платы для опытных специалистов со стажем работы от
трех-четырех лет может начинаться в среднем от 120 000 и доходить до 300 000 рублей в месяц.
Геймдизайнер ― это сложная творческая профессия, требующая от человека самых разнообразных навыков. Но тот, кто решится испытать себя в этой специальности, попадет на рынок, где еще много лет будет чувствовать себя востребованным. Современное поколение знает известных зарубежных геймдизайнеров по именам, а их работ ждут так же, как картин знаменитых режиссеров. В России же места «звезд игровой индустрии» пока не заняты ― а значит, амбициозный человек имеет все шансы вписать свое имя в историю российского геймдева.
Комментарии
Комментировать