Образование было важной частью жизни русского дворянина XVIII столетия. От полученных знаний будущее молодого человека или девушки зависело даже больше, чем в наши дни: качественное образование и воспитание гарантировали успешную светскую карьеру, продвижение по службе и даже успех в семейных делах. Мы собрали 7 книг, которые подробно рассказывают об образовании русского дворянства.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Нон-фикшн
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/061/641/image/base_e3ab09841d.jpeg)
«Беседы о русской культуре: быт и традиции русской аристократии»
Юрий Лотман
Издательство АСТ, год 2020
Книга, написанная по авторскому циклу лекций Юрия Михайловича Лотмана, простым языком знакомит читателя с миром балов, дуэлей, чинов и рангов. На основе дворянских историй Лотман воссоздает культурный код, который помогает заново взглянуть на дошедшие до нас классические произведения.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/061/640/image/base_7c5d32758b.jpeg)
«Идеал воспитания дворянства в Европе. XVII–XIX века»
Сборник
Издательство Новое литературное обозрение, 2018
Открывает подборку сборник исторических статей об образовательных тенденциях в Европе. Поскольку дворянское образование «золотого века» в России строилось по европейской модели, важно понимать, как выглядел первоисточник, какими были приоритеты воспитания юных умов и каким целям служило образование в те века, когда складывался прототип современной системы обучения.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/061/643/image/base_bcdd6104ce.gif)
«Юности честное зерцало»
Петр I
Первый учебник по этикету, изданный Петром I. В источнике собран основной свод правил, которые касаются не только приличий в светском обществе, за столом или в процессе беседы, но и широкого спектра бытовых ситуаций. В учебнике перечислены наставления, которые должны были создать нового благопристойного гражданина, который «держит лицо» и на светском рауте, и во время прогулки по улице.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/061/573/image/base_413d0a1293.jpeg)
«Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества»
Екатерина II
Исторический документ, выпущенный императрицей Екатериной II, продолжает идеи Петра. Екатерина задает направление для образования внутри страны как для юношей, так и для девушек. В результате этой политики должно было появиться (и появилось) новое поколение дворян, более ориентированное на Европу и, что самое главное, служение государству.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/061/639/image/base_6b5c57aeb2.jpeg)
«Левиафан»
Томас Гоббс
Издательство Азбука, 2022
Еще одна книга, важная для понимания отношений между государством и дворянами, — это «Левиафан» Томаса Гоббса. Кроме концепции «войны всех против всех», которую большинство запоминает после первого знакомства с трудом, «Левиафан» также показывает модель, в которой государство заботится о своих гражданах, регулирует все сферы жизни взамен на стабильность, которую оно обеспечивает. Во многом сфера социальной жизни в период «золотого века» дворянства складывалась примерно таким же образом, который описан в труде Гоббса.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Художественная литература
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/061/642/image/base_05f6d1708e.jpeg)
«Эмиль»
Жан-Жак Руссо
Мультимедийное издательство Стрельбицкого, 2016
Роман-трактат, который Руссо считал самым важным и лучшим произведением в своей жизни. Роман посвящен детству и юности Эмиля, образованию его возлюбленной Софи, а также их социальной и семейной жизни. На примере своих героев Руссо рисует образ современного (по его меркам) человека, образованного, включенного в жизнь общества и государства. В результате роман задал тон дальнейшей тенденции воспитания и образования молодых людей не только во Франции, но и во всей Европе и России.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/061/638/image/base_c4f4cdb08e.jpeg)
«Недоросль»
Денис Иванович Фонвизин
Издательство АСТ, 2018
С комедией Фонвизина многие встречались в рамках школьного курса литературы. В ту пору произведение давалось многим через пот и слезы и главной задачей было запомнить «говорящие фамилии» и кто кому кем приходится. Однако сейчас вы можете по достоинству оценить карикатурность персонажей и то, как дядюшка Софьи, Стародум, рассказывает об обучении, воспитании и душе — транслируя главные мысли своего времени.
Хотите узнать, как выглядела жизнь дворян в XVIII веке на самом деле? Читайте статьи в просветительском проекте «Университет 8 кленов». Там мы собрали главные материалы о жизни и быте русских дворян.
Иллюстрация: robynmac / Depositphotos.com
Комментарии
Комментировать