Некоторые бренды думают, что спорная реклама, содержащая сексистские шутки или гендерные стереотипы, принесет больше пользы, и верят в то, что «хайп работает». Однако метаанализ 78 исследований показал, что, даже если люди запоминают сексистскую рекламу, этот эффект не распространяется ни на сам продукт, ни на бренд, которому он принадлежит. Даже в России 59% респондентов считают недопустимыми шутки, основанные на сексизме и дискриминации. Женщины и мужчины разные, уникальные и требующие уважения к своим различиям и особенностям. Разные, но равные. Команда Gender Equality Management подготовила простой и удобный чек-лист, который поможет вам избежать сексизма и трансляции вредных гендерных стереотипов как в преддверии гендерных праздников, так и во всех внешних коммуникациях вашей компании в течение года.
Перед запуском:
Проверьте, не унижает ли ваша коммуникация какую-то группу людей по принципу возраста, пола, национальности и сексуальных предпочтений. Вообще, хорошее рекламное сообщение в принципе никого не обижает, оно вдохновляет на покупку (или перемены), а не принуждает к ней, апеллируя к чувству вины или неполноценности.
Проверьте, учтены ли потребности женщин и мужчин в вашем рекламном сообщении и использованных образах. Стиральным порошком пользуются и мужчины, и женщины, но кампании с посылом «чтобы у мамы оставалось время на себя» все еще существуют. Они не учитывают потребности мужчин и лишь тиражируют гендерные стереотипы о «месте женщины». Лучше использовать нейтральные ситуации, не связанные с традиционным распределением гендерных ролей в семье, или показывать различные образы.
Проверьте, уделяете ли вы равное время и внимание в рекламном сообщении женщинам и мужчинам. Нет ли сильного перекоса в эфирном времени? По статистике, только в 1 из 10 рекламных роликов фигурирует женщина, несмотря на то что женщины несут ответственность за три четверти всех потребительских покупок.
Проверьте, не указываете ли вы женщинам и мужчинам, как им жить/выглядеть для того, чтобы заслужить чье-то одобрение и любовь. Сюда же относятся образы молодой худой модели с идеальной укладкой и покладистым нравом, которая проснулась с вечерним макияжем. Когда женщин показывают в рекламе, это часто происходит в негативном свете: в половине исследованных рекламных сообщений содержится явная или подразумеваемая критика их внешности или их неспособности заботиться о своем доме или семье.
Проверьте образы, использованные в вашей рекламе, на чрезмерное использование фотошопа и фильтров, которые искажают реальное изображение человека и навязывают нереалистичные стандарты красоты.
Проверьте, не объективируете ли вы человека; не изображаете ли вы женщину или мужчину как объект сексуального желания.
Проверьте, не романтизируете ли вы насилие над женщинами. Кляпы во рту, связанные руки, синяки и ссадины; оправдание концепции «Женское „нет“ — это „да“, но попозже», — все, что может хоть как-то намекнуть на физическое, сексуализированное и домашнее насилие, должно быть неприемлемым в вашей коммуникации.
Проверьте, не используете ли вы иносказательные слова и выражения, которые используются в целях унизить и оскорбить кого-то. Даже если вам это кажется очень смешным, проверяйте ироничные сообщения особенно тщательно.
Проверьте, не создаете ли вы новые стереотипы. Постарайтесь не навязывать единственно верный сценарий и линию поведения героев вашего рекламного сообщения. Лучший вариант — несколько вариантов / линий поведения и разные герои. Говорите о возможностях разного выбора, а не навязывайте новый свод правил.
Проверьте, не тратите ли вы на рекламу, ориентированную на мужчин, больше.
Проверьте, учли ли вы негативные комментарии (если они были), основанные на сексизме/стереотипах в ваших предыдущих коммуникациях.
Что поможет предотвратить запуск некорректной коммуникации
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/852/image/base_ad073b7700.png)
Старайтесь делать рабочие группы сбалансированными. Если рекламную кампанию разрабатывает команда, состоящая только из мужчин, высок риск попасть в ловушку, которая называется «эвристика доступности», — она делает наш личный опыт краеугольным камнем коммуникации, отчего та становится необъективной и часто несправедливой. Разнообразие помогает увидеть потенциальные риски и разработать наиболее качественную и подходящую большинству рекламную кампанию.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/853/image/base_f458f1eedf.png)
Проводите исследования и
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/862/image/base_67f3f0b14e.png)
Откажитесь от идеи, гласящей, что кульминацией жизни любой женщины является замужество и рождение детей, а уход мужчины в декрет равносилен «подкаблучничеству». Пересмотрите свои ориентиры и представление о женщинах и мужчинах, постарайтесь не упрощать и не обобщать. Пора забыть об идеалах и основываться на данных. Говорите с женщинами и вообще со всеми потребителями начистоту, ваша коммуникация должна отражать их реальную жизнь и реальные потребности, а не основываться на предположениях и идеализации их жизни.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/859/image/base_d8b15c1c88.png)
Разработайте методику и инструменты самопроверки всех внешних коммуникаций (включая сайт компании, рекламные кампании, даже текст вакансий) на предмет инклюзивности и прогрессивности. Благодаря такой автоматизации вы будете тратить меньше времени на детальное рассмотрение каждой кампании.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/850/image/base_0c8b7d0f04.png)
Разработайте маркетинговую стратегию с учетом новых вызовов и запросов общества. Женщины видят около 10 000 сообщений от брендов в день — вы все еще можете выгодно выделиться, если не будете транслировать стереотипы, а используете свои медиаресурсы для того, чтобы дать женщинам больше вдохновения и уверенности в себе.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/860/image/base_3ab2bb5058.png)
Сотрудничайте с местными некоммерческими и неправительственными организациями: их экспертиза и оптика помогут вам настроить правильный tone of voice всех ваших рекламных сообщений.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/857/image/base_ae63020129.png)
Старайтесь привлекать рекламные и креативные агентства, которыми управляют женщины. Мы не говорим о монополии, но, как правило, хорошо бы установить хотя бы нижнюю планку в 30% от всех контрактов. Женщина во главе агентства уделяет больше внимания социальным аспектам и реже позволяет себе переходить грань.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/856/image/base_b222fc4939.png)
Внедряйте гендерные политики на всех уровнях, а не только во внешней коммуникации бренда с потребителями. Если внутри компании процветает неравенство и сотрудники не просвещены на тему гендерной дискриминации, шансы выпустить в мир некорректную рекламную кампанию сильно повышаются. Помимо этого, попасть в центр скандала можно не только из-за рекламы, но даже из-за дискриминирующего описания вакансий или случайно просочившейся в сеть некорректной корпоративной переписки.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/854/image/base_c11b73c085.png)
Примите на себя обязательство следовать принципам гендерного равенства, согласно ЦУР ООН №5. Во-первых, это очень дисциплинирует всю команду, во-вторых, у организаций, которые внедряют принципы гендерного равенства, наработано большое количество полезных документов и практик, которыми вы можете воспользоваться уже сейчас.
Иллюстрация: Alexmia / Depositphotos.com
Комментарии
Комментировать