Когда мы начинаем изучать экономику, многое становится нам понятно. У нас есть ресурсы, есть факторы производства, которые в итоге складываются в конечный продукт. В идеальных условиях, где ресурсы не ограничены, чем их больше — тем больше получится товара. Но в реальности не все так радужно. Чтобы грамотнее распределять факторы производства, нужно познакомиться с законом убывающей отдачи. Рассказываем, что это и как он работает.
Что такое закон убывающей отдачи?
Это один из экономических законов, который приближает идеальные модели к реальной жизни. Закон убывающей отдачи гласит, что, начиная с определенного момента последовательное наращивание изменимого ресурса к неизменному ведет к снижению темпов и эффективности производства. Что это значит?
В рамках производства у людей (или компаний) ресурсы ограничены, но, как это часто происходит, одни ресурсы ограниченнее других. Например, вы всегда можете нанять дополнительных рабочих, которые работали бы на вашей фабрике или в поле, но вы не можете таким же легким движением пристроить к фабрике дополнительный корпус или расширить поле на пару гектаров. Тогда получается, что человеческого ресурса больше, чем могут позволить условия труда, и люди начинают мешать друг другу, а
Но наращивать можно не только труд. С похожей ситуацией можно столкнуться при закупке сырья. Например, компания, которая производит одежду, купила большую партию тканей, гораздо больше, чем могут обработать швейные цеха (а нанимать новых швей никто не планирует). Тогда получится либо большое количество остатков ткани, которое не будет реализовано, либо компании придется из этих остатков отшивать следующие коллекции и продавать свои товары дешевле, чем они планировали.
Актуальные статьи и подборки в вашем смартфоне. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте все материалы, которые выходят на нашем сайте.
Как преодолеть закон убывающей отдачи?
По мнению экономистов, преодолеть снижение эффективности производства можно, если одновременно наращивать все факторы производства, задействованные в создании нового продукта. Это экстенсивный путь, при котором увеличивается, например, количество сотрудников, соразмерно с количеством обрабатываемого ресурса, а вместе с этим увеличивается и масштаб производства, если речь идет о фабриках, фермах, офисах.
Но есть еще и интенсивный путь — при нем увеличивается не количество факторов производства, а их качество. Например, если мы говорим о фабриках, они могут закупать технику с большей выработкой, которая при этом нуждается всего в паре человек для управления. Или можно обучить сотрудников недостающим навыкам, чтобы они могли выполнять кроссфункциональные задачи.
Комментарии
Комментировать