Сегодня бизнес может выстраивать коммуникацию со своими клиентами с помощью различных инструментов. Среди них важное место занимают лендинги и чат-боты, они позволяют автоматизировать и персонализировать общение с клиентами. Сафарли Канан, senior product manager в Unisender, отвечает за автоматизацию маркетинга и конструктор чат-ботов и рассказывает самое главное о цифровых инструментах для бизнеса.

Сафарли Канан

Senior product manager в Unisender, отвечает за автоматизацию маркетинга и конструктор чат-ботов

Что такое лендинг и чат-бот?

Лендинг — это одностраничный сайт, по-другому его называют «посадочной страницей». На лендинге собрана вся необходимая информация о продукте или услуге, дана статистика, цены, а также может быть приведена инструкция по скачиванию и использованию. Также на лендинге могут быть размещены ответы на основные вопросы, связанные с продуктом, — рубрика Frequently Asked Questions, или F.A.Q. У лендинга есть одна ключевая задача — привести пользователя к совершению целевого действия: совершить покупку, оставить контактные данные, подписаться на рассылку. С этой точки зрения его КПД выше, чем у классического сайта с размещенным на нем каталогом, миссией и массой другой информации, на лендинге у пользователя меньше шансов заблудиться и больше — совершить целевое действие.

Чат-бот — это программа внутри мессенджера или копирующая его интерфейс, которая имитирует живое общение с пользователем. Она может расшифровывать входящие вопросы по ключевым словам и выдавать заранее записанные ответы, полезные ссылки (в том числе на лендинги), ориентируясь на запрос пользователя. На сегодняшний день многие бренды размещают свои чат-боты на базе мессенджеров, таких как Telegram, или включают их в ПО своих продуктов, как делает Яндекс с голосовым помощником Алисой или Apple со своей известной Siri.

Почему чат-боты набирают популярность?

В отличие от социальных сетей, тренд на которые все больше обретает нисходящий вектор, мессенджеры распространяются все больше. У этого канала есть преимущество в глазах пользователей: в мессенджере важная информация не теряется в общей массе новостей, развлекательного или lifestyle-контента, а реклама не выглядит такой навязчивой и раздражающей. В связи с этим сервисы и продукты на рынке начинают использовать мессенджеры как основной канал. Чат-боты в этом смысле стали основным интерфейсом взаимодействия бизнеса со своим конечным пользователем.

Наибольшую популярность чат-боты обрели в сфере инфобизнеса. Компании, которые занимаются производством инфопродуктов, могут использовать чат-бот в качестве интерактивного каталога, а могут загрузить в него все инструкции и гайды, чтобы пользователи по одному запросу могли сразу найти нужную информацию. Но не стоит упускать из виду и другие популярные направления, такие как онлайн-образование, продажи, бьюти-индустрия и даже производство.

Главное преимущество чат-ботов заключается в том, что этот инструмент максимально гибок и любой бизнес может адаптировать его под свои нужды. Например, ресторанный бизнес может использовать чат-бот для брони столов, а образовательные проекты могут проводить онлайн-марафоны для своих студентов.

Какие виды чат-ботов существуют?

Если попытаться классифицировать вообще все виды чат-ботов, используемых в России, то их можно разделить по назначению. Сегодня в российском медиапространстве чат-боты делятся на:

  • Сервисные
    К сервисным относятся боты, структура которых включает в себя передачу информации из одного сервиса в другой. Например, чат-бот для записи в салон красоты будет связан с ПО салона, и сформированный в чате запрос клиента будет тут же отображаться в системе салона, где предоставляется услуга.

  • Маркетинговые
    Эти боты ориентированы на сбор трафика, привлечение пользователей и доведение их до целевого действия (например, перехода на лендинг). Через такой чат-бот можно подробнее узнать о вебинаре или записаться на онлайн-марафон.

  • Игровые
    В таких ботах, как правило, присутствуют именно игры, представленные в виде коммуникации. Это могут быть простые визуальные новеллы, в которых вы выбираете реплики, тем самым влияя на сюжет.

  • Технические
    Это боты, нацеленные на выполнение каких-то конкретных технических задач, например перевода текста или сжатие файла, расшифровку голосового сообщения, которое у вас нет времени слушать.

Все виды этих чат-ботов можно сделать в конструкторе Unisender. Для каждого из этих направлений на сайте есть свои готовые шаблоны, которые можно запустить в два клика из галереи шаблонов. Хотя, конечно, можно написать и свой собственный проект с нуля.

Чат-боты и лендинги помогают улучшить бизнес-показатели?

Зависит от задачи, которая поставлена перед ботом или лендингом, и от того, как точно она сформулирована. Если речь идет об увеличении продаж, доходимости до целевого действия, то эти инструменты помогут достигнуть новых показателей. В некоторых случаях использование чат-ботов также может повысить лояльность аудитории, но этот момент нужно анализировать в контексте всей маркетинговой кампании бренда.

Кризисы последних нескольких лет, такие как коронавирус, экономическая и геополитическая обстановка, показали нам, что продукты и сервисы надо доставлять качественнее, клиентов находить больше, а гипотезы тестировать быстрее. И в этом плане чат-боты стали одними из основных рычагов, которые помогают оптимизировать и ускорить бизнес-процессы.